Четвертое дело Тесака. Максим Марцинкевич — от «Формата-18» до сюжета на Первом канале
Статья
27 июня 2017, 11:40

Четвертое дело Тесака. Максим Марцинкевич — от «Формата-18» до сюжета на Первом канале

Максим Марцинкевич, 2014 год. Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Во вторник Бабушкинский райсуд Москвы вынес приговор неонацисту Максиму Марцинкевичу, более известному как Тесак — 10 лет колонии строгого режима. Трижды судимый по статье 282 УК создатель ультраправого движения «Реструкт» на этот раз обвинялся еще и в разбое, хулиганстве и уничтожении чужого имущества.

Максим Марцинкевич родился в Москве в 1984 году. Он окончил Колледж архитектуры и строительных искусств, затем два года проучился в Московском государственном строительном университете и стал все чаще мелькать в неонацистских кругах. Первыми соратниками для Тесака стали наци-скинхеды из группировки «Русская цель», которую возглавлял Семен Токмаков по кличке Бус, затем он примкнул к Народной национальной партии Александра Иванова-Сухаревского.

В 2005 году заработал сайт, благодаря которому 120-килограммовый неонацист получил первую известность — «Формат-18». На нем публиковались видеоролики с инсценировками «казней» иностранцев, рассуждения самого Тесака о превосходстве белой расы и съемки «силовых акций», то есть уличных нападений, жертвы которых выбирались по внешним признакам. По сути, «Формат-18» был неонацистской неформальной организацией с десятками участников, однако сам Марцинкевич называл его «творческим объединением». Тогда же он вместе с единомышленниками тесно сблизился с Национал-социалистическим обществом Дмитрия Румянцева, который на тот момент уже успел испортить отношения со всеми заметными силами правого фланга — Русским общенациональным союзом, Славянским союзом и Движением против нелегальной иммиграции (все четыре упомянутые в последнем предложении организации запрещены как экстремистские).

28 февраля 2007 года в московском клубе «Билингва» проходили дебаты, ведущим которых выступал представитель «Яблока» Алексей Навальный. Публицисты Юлия Латынина и Максим Кононенко обсуждали тему «Где демократы?», когда в зал вошли около дюжины бритоголовых. Самый крупный из них потребовал предоставить ему слово, однако Навальный отказался это делать. Тогда соратники Тесака стали вскидывать руки в нацистском приветствии и кричать «Зиг Хайль!». Когда уже выключенный микрофон все же оказался в руках Марцинкевича, тот спросил у Латыниной: «Зачем заниматься политикой, если не готов пожертвовать своей жизнью? И вообще, согласны вы с тем, что, когда мы убьем всех либералов, жить станет гораздо лучше?». В ответ публицистка усомнилась в том, что у юноши получится убить всех либералов.

«Мне на вопрос никто отвечать не пожелал. Тогда я просто начал "Зиг!", из зала человек десять ответили стройным "Хайль!" и так раз десять», — описывал позже произошедшее сам неонацист в «Живом журнале». Через десять минут Марцинкевич и его соратники ушли, разминувшись на выходе с нарядом милиции.

Позже участники движения «Демократическая альтернатива» — Алексей Навальный, Мария Гайдар и Олег Козырев — обратились с заявлением в прокуратуру. В ночь на третье июля в квартиру на Рублевском шоссе, где проживал Тесак, нагрянули силовики. Как отмечал журнал The New Times, при задержании Марцинкевич вел себя вызывающе, рассказывал милиционерам о своей любви к Гитлеру и предлагал сделать президентом России Александра Лукашенко. Позже ему предъявили обвинение по части 2 статьи 282 УК (возбуждение ненависти с угрозой применения насилия) и заключили под стражу на два месяца.

«Вот просидел уже два месяца, начал потихонечку привыкать к тюрьме, что в общем-то меня не радует, но жизнь облегчает. В камере кроме просмотра телевизора и чтения УК занимаюсь тем, что играю в шахматы. В первое время, когда голова была занята только тем, что со мной собираются сделать следаки, играть было невозможно. Но сейчас, когда стало понятно, что мое положение ухудшить уже нельзя, играть стало легче. Теперь мы в камере ждем, не зайдет ли к нам Каспаров, чтобы показать мастер-класс. Перед выборами это особенно вероятно», — писал Марцинкевич о первом опыте в СИЗО. В феврале 2008 года его приговорили к трем годам в колонии-поселении.

Пока Тесак отбывал наказание, в отношении него вынесли второй приговор. Поводом послужил видеоролик «Формата-18» с инсценировкой повешения «таджикского наркоторговца», снятый в 2006 году. На видео люди в белых колпаках делали вид, что вешают иностранца, отрезают ему ногу и сжигают ее на костре, а один из соратников Тесака, называющий себя «великим драконом московского региона», произносит речь, в которой говорит о «наплыве цветной мрази» и «врагах белой расы». Эта запись была показана в «Программе максимум» на НТВ и в «Неделе с Марианной Максимовской» на РЕН-ТВ.

На скамье подсудимых вместе с Марцинкевичем оказался и сам «великий дракон», организатор боевых тренировок неонацистов Артем Зуев. Хотя дело было возбуждено вскоре после трансляции видеоролика на федеральных каналах, ход ему был дан лишь после того, как первый приговор Тесаку устоял в Мосгорсуде. Второй приговор был оглашен в январе 2009 года. К сроку Марцинкевича добавили еще шесть месяцев в колонии (по той же 282-й статье), а Зуева осудили на три года условно. 20 декабря 2010 года «Формат-18» был признан Мосгорсудом экстремистским объединением.

Выйдя из колонии, похудевший и поднаторевший в искусстве давать интервью Тесак продолжил свою творческую деятельность, переключив внимание с иностранцев на педофилов. Его YouTube-шоу «Оккупай-педофиляй», которое сам Тесак называл «социальным проектом», быстро набрало популярность среди ультраправой молодежи. В перерывах между поимкой предполагаемых педофилов и «профилактическими беседами», в ходе которых неонацист обливал своих жертв мочой, Марцинкевич проводил платные семинары, рассказывая аудитории, как правильно вести себя в тюрьме и воровать из магазинов продукты. Не остался Тесак в стороне от «болотной» волны протеста: пытался выступить на митинге на проспекте Сахарова и избраться в Координационный совет оппозиции, впрочем, безуспешно. Находясь на свободе, Марцинкевич успел опубликовать книгу «Реструкт!», в которой делился впечатлениями от колонии и своими идеями в области миграционной политики. Через некоторое время именно эта книга станет поводом к очередному сроку неонациста.

Деятельность Тесака в рамках «Оккупай-Педофиляй» активно освещали РЕН-ТВ и НТВ, регулярно выпускавшие сюжеты о «сафари» — так Марцинкевич называл охоту на предполагаемого педофила с участием подростка-наживки — в новостных выпусках. В ноябре 2013 года сотрудники Центра «Э» и следователи СК провели обыск в квартире отца Марцинкевича в рамках очередного дела по 282-й статье, по которому неонацист проходил свидетелем. Не дожидаясь изменения процессуального статуса, Тесак написал на своей странице «ВКонтакте», что вынужден «срочно уехать отдыхать». Позже он рассказал, что, узнав об обыске в квартире отца, отправился на Украину, а оттуда — на Кубу.

Максим Марцинкевич на Кубе. Фото: личная страница «ВКонтакте»

«Я был уверен, что рано или поздно моя деятельность приведет к тому, что и на меня совершат нападение, заведут дело или устроют провокацию — желающих столько, что и концов не найти...То, что на меня завели дело по 282 статье — вполне предсказуемо. Не наркотики же мне подкидывать? Хотя я думал, что попытаются убить, если честно», — писал Марцинкевич. Он связывал новое уголовное дело с популярностью «Оккупай-Педофиляй» и растущей активностью ультраправого движения «Реструкт», созданного на его основе: по словам Тесака, незадолго до обыска он завершил трехнедельный тур по России, во время которого открывал «филиалы» объединения.

14 декабря Кунцевский районный суд Москвы заочно арестовал Марцинкевича, после чего его объявили в международный розыск. Тогда же выяснилось, что новые обвинения в его адрес не связаны с «Оккупай-Педофиляй» — внимание следователей привлекли видеоролики, опубликованные на YouTube-канале неонациста — «Выкинуть чурок! Предвыборная агитация!», «Тесак о фильме "Сталинград" и ситуации в Бирюлево» и "Тесак о фильме "Околофутбол"».

На первом видео Тесак утверждал, что проблемы Москвы будут решены, когда из нее выселят всех мигрантов. Последние два Марцинкевич снял на камеру мобильного телефона, когда ходил в кино на «Сталинград» и «Околофутбол». Стоя на фоне постеров в холле кинотеатра, он комментировал поступки героев; своеобразие этим любительским видеорецензиям придавала характерная ультраправая риторика автора. Эксперты СК усмотрели в роликах присутствие «неонацистской идеологии в оценочных суждениях» и «негативного отношения к победе России в ВОВ».

«Деньги у меня не кончаются, но на билет до России не хватает. Буду тут жить в горах, есть бобы и креветки», — говорил Марцинкевич в интервью LifeNews. Но неонацист недолго оставался на Кубе — уже 17 января его задержали за пребывание в стране без визы сроком более 30 дней, а спустя 10 дней выдали России. Оказавшись под стражей в московском СИЗО-3, Тесак объявил голодовку из-за отказа следствия приобщать к материалам дела результаты экспертизы по трем видеороликам, проведенной по просьбе его защиты. По словам адвоката неонациста, прекратил ее он лишь через 60 дней, похудев на 43 килограмма. Тогда же третье дело Тесака было передано в суд.

Максим Марцинкевич на Кубе. Фото: личная страница «ВКонтакте»

Приговор был оглашен в середине августа 2014 года. Выступая с последним словом, Марцинкевич подчеркнул, что занимался «не политикой, а социальной работой», и отказался признавать вину. Кунцевский районный суд вынес крайне жесткое на фоне сложившейся практики по 282-й статье решение: приговорил его к пяти годам колонии строгого режима. На этот раз репортаж о приговоре показали не только РЕН-ТВ и НТВ, но и Первый канал с «Россией-1». «Для заслушивания приговора в зале Кунцевского районного суда Максим Марцинкевич появился с надменной улыбкой. Это уже третий процесс над человеком по кличке Тесак. К своим 30 годам Марцинкевич, называющий себя не только нацистом, но и расистом, успел обзавестись целым послужным списком сомнительных достижений», — говорилось в одном из сюжетов.

В ноябре того же года Мосгорсуд, рассмотрев апелляционную жалобу защиты, сократил срок лишения свободы почти в два раза — до двух лет и девяти месяцев. Рассуждая на этом заседании о своей судьбе, неонацист сравнил себя с Сократом, Галилеем и Солженицыным.

В июне 2014 года участники «Реструкта» устроили расправу над уроженцем Азербайджана Заиром Алышевым, который от полученных травм скончался. В отношении участников нападения было возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 111 УК (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего). С этого момента СК плотно занялся делами в отношении активистов неонацистского движения, которые позже были объединены в одно производство и переданы в ГСУ СК по Москве. В конце июня сторонники Тесака попытались провести «международный съезд» движения в концертном зале гостиничного комплекса «Измайлово», однако на мероприятие ворвались бойцы ОМОНа. В октябре того же года Чертановский районный суд удовлетворил требование прокуратуры о признании книги «Реструкт!» экстремистским материалом.

Уже через два месяца после приговора по третьему делу Тесак стал фигурантом четвертого; возбуждено оно было уже не по привычной 282-й статье, а по 213-й (хулиганство). В марте 2015 года Тесака увезли из колонии на следственные действия в Москву и заключили в СИЗО. В конце января 2016 года дело было передано в Бабушкинский районный суд, однако спустя два месяца тот вернул его в прокуратуру для устранения нарушений. В итоге Тесаку вменили два эпизода статьи 282 УК — за книгу «Реструкт!» и аудиокнигу «Деструкт», а также часть 2 статьи 162 (разбой, совершенный группой лиц), часть 2 статьи 213 УК (хулиганство, совершенное группой лиц) и часть 2 статьи 35, часть статьи 167 УК (организация порчи имущества группой лиц) за «сафари» на предполагаемого наркоторговца, запечатленное в ролике «Оккупай-Наркофиляй №8». В нем Марцинкевич и его соратники ловят уроженца Таджикистана Мухтарова, который, по их сведениям, продавал спайс, а затем рвут ему рубашку, бьют и заставляют есть обнаруженное при нем растительное вещество.

Максим Марцинкевич. Фото из официальной группы «ВКонтакте»

Согласно постановлению о привлечении в качестве обвиняемого, 17 августа 2013 года Марцинкевич, Князев, Шанкин, не достигший к тому моменту возраста уголовной ответственности, и еще не менее трех соучастников, поймали Мухтарова и стали применять насилие: Тесак ударил мужчину электрошокером, Шанкин «с целью устрашения и подавления продемонстрировал имевшуюся при нем металлическую дубинку». После этого, говорится в документе, лидер «Реструкта» достал из кармана брюк потерпевшего 3 500 рублей и телефон Nokia 5220 стоимостью 3 610 рублей, затем порвал руками надетую на потерпевшем рубашку фирмы S.Oliver стоимостью 4 812 рублей 50 копеек, а Князев, в свою очередь, испачкал брюки Мухтарова фирмы Donatto стоимостью 2012 рублей 50 копеек краской из баллончика. Совершая эти действия, сказано в постановлении, неонацисты действовали «из хулиганских побуждений», что образует отдельный состав соответствующей статьи.

Сам Марцинкевич обвинения отрицает. «[То есть] я, вступив в сговор с целью наживы под видом борьбы со спайсами, вместе с группой активистов ОД "Реструкт" напал на потерпевшего Мухтарова Х. и отнял у него телефон, который он оценил в 1000 р. и 3 500 налом. Деньги мы впоследствии разделили. Опа! […] Дальше идет хулиганство, ст. 213 УК РФ. Т.е. действия, совершенные по мотивам презрения к обществу и морали, в целях нарушения общественного порядка. […] И дальше идет порча рубашки, ст. 167 УК РФ. Мелочь, до 5-ти лет всего. Я оторвал Мухтарову несколько пуговиц , но он сообщил, что из-за этого его рубашка ценой в $200 (!!!) пришла в негодность, и он ее выкинул:))) У меня никогда не было рубашки за $200, а у него — была. И выкинул. И следствие считает, что о порче шмоток тоже сговаривались и планировали. Вот такое в итоге обвинение: писатель-гопник-хулиган:) Постмодерн!» — объяснил Марцинкевич суть обвинений на своей странице «ВКонтакте».

Помимо Марцинкевича, Князева и Шанина, на скамье подсудимых находятся еще семь человек, обвиняемых по не связанным между собой эпизодам. В начале июня гособвинение запросило для них сроки: для одного из обвиняемых — три года и четыре месяца колонии, для другого — пять лет, для еще двоих, в том числе 19-летней Елизаветы Симоновой — по шесть лет; еще двоих прокурор потребовал отправить в колонию на девять лет, одного — на десять, а самого Марцинкевича — на 11 с половиной. «11,6 лет строгого режима по обвинению в написании книги и отжиме дешевенькой мобилы... Это примерно раза в четыре больше, чем среднероссийский гопарь получает за несколько эпизодов аналогичных разбоев», — жаловался лидер «Реструкта».

Исправлено 27 июня в 13:32. В 2007 году политик Алексей Навальный руководил аппаратом московского регионального отделения «Яблока», а не самим отделением партии, как было по ошибке указано в исходной версии заметки.