Съемки фильма режиссера Алексея Учителя о Матильде Кшесинской. Фото: Александр Петросян / «Коммерсант»
«Медиазона» и Deutsche Welle рассказывают, кто и почему пытается запрещать театральные постановки, концерты и выставки — и как на это реагируют общество и государство.
За две недели до конца 2016 года Фонд «Общественное мнение» опубликовал результаты опроса «Можно ли запрещать произведения искусства?» — и выяснилось, что 46% респондентов считают цензуру допустимой. Каждый четвертый опрошенный полагает, что запрещать произведения искусства (театральные постановки, фильмы, выставки и отдельные художественные произведения) должны профессиональные объединения деятелей культуры. 17% участников опроса считает нормальными запреты со стороны Министерства культуры. 6% оставляют право на цензуру за судом.
Главные запретные темы, по мнению опрошенных россиян, — гомосексуальные отношения и нецензурная лексика. 70% респондентов считают, что допустимо запрещать спектакли, книги или фильмы за то, что в них «поднимается тема однополых отношений». Речь, как подчеркивали авторы опроса, идет о произведениях для взрослых людей, с маркировкой 18+. Те же 70% согласны на цензуру, если в книге или фильме есть мат. 66% респондентов считают возможным основанием для запрета наличие в произведении сцен насилия и убийств, 47% — наличие «критики или иронии в адрес церкви и религии». 46% считают допустимым запрещать книги, спектакли и фильмы за постельные сцены, 43% — за сцены курения, 36% — за то, что «в них представлена отличная от принятой сейчас точка зрения на российскую историю», 28% — за критику действующей власти.
Поводом опросить россиян и узнать их отношение к запретам стало выступление режиссера и художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина, который заявил прошлой осенью, что в Россию вернулись сталинские порядки и в стране де-факто установлена государственная цензура.
Райкин ссылался и на личный опыт: в начале 2016 года показ его спектакля «Все оттенки голубого», посвященного теме гомосексуальности и неприятия ее обществом, дважды срывался в Петербурге под предлогом ложного сообщения о минировании театра. Перед тем, как спектакль был сорван, активисты движения «Народный собор Санкт-Петербурга» во главе с его координатором Анатолием Артюхом раздавали спешившим в театр зрителям листовки. Агитки призывали «не поддаваться пропаганде либерастов от культуры».
Помимо активного участия в общественной деятельности с уклоном в православие Анатолий Артюх известен тем, что был помощником депутата Законодательного собрания Петербурга Виталия Милонова, известного своими гомофобными инициативами. Сам Милонов не остался в стороне от нападок на Райкина и заявил о намерении обратиться в Генпрокуратуру с жалобой на спектакль, но судя по отсутствию реакции надзорного ведомства, ограничился угрозами.
Бывший петербургский депутат, а сейчас депутат Госдумы Виталий Милонов настолько известен своими запретами и абсурдными инициативами, что о них пишут пародийные песни и создают по их мотивам настольные игры. Именно стараниями Милонова в петербургском административном законодательстве в 2012 году появилась норма о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Через год аналогичную статью добавили и в Кодекс об административных правонарушениях, применив запрет «пропаганды гомосексуализма» на федеральном уровне.
Среди не менее скандальных, но пока не нашедших отклика у законодателей инициатив Милонова — запрет на преподавание теории Дарвина в школе, попытка наделить эмбрион гражданскими правами, идея создания полиции нравов в структуре МВД и переселение бездомных в заброшенные колхозы.
В ноябре 2016 года Милонов оказался в рядах яростных критиков выставки Яна Фабра в Эрмитаже, в экспозиции которой использованы чучела сбитых машинами животных. Депутат назвал знаменитого бельгийского художника «бомжом от искусства» и выразил недовольство тем, что «отдельные люди» распоряжаются государственным музеем «как им хочется». Депутата поддержал и официальный представитель РПЦ в Петербурге — глава отдела Петербургской епархии по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Александр Пелин, посетивший выставку, назвал ее «достаточно позорной». Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский прокомментировал скандал вокруг выставки, в двух словах объяснил смысл творчества Фабра и заявил, что выставку музей закрывать не намерен. Она продлится до 9 апреля 2017 года.
В сентябре 2016 года в одном из популярных блогов «Живого журнала» появилась запись, смысл которой сводился к тому, что в Москву привезли выставку фотографа-педофила, который снимает детей и подростков в откровенных позах, а министерство культуры смотрит на происходящее сквозь пальцы. К «народному» возмущению поспешили присоединиться сенатор Елена Мизулина и детский омбудсмен Анна Кузнецова, причем обе заявили, что в России работы Стерджеса запрещены Роскомнадзором как детская порнография.
Позже выяснилось, что опубликованные в ЖЖ откровенные снимки не имели отношения к выставке работ Джока Стерджеса «Без смущения», проводившейся в «Центре фотографии имени братьев Люмьер» на «Красном Октябре», что Роскомнадзор блокировал сайты с отдельными и опять же не представленными на выставке фотографиями — но в воскресенье, 25 сентября, это было не важно. Возле галереи выстроились пара десятков молодых людей в куртках с надписями «Офицеры России» и «Оперативный молодежный отряд», блокировав вход для посетителей. Экспозицию по-хозяйски осмотрел глава «Офицеров России» Антон Цветков, после чего выставку решили закрыть и демонтировать. Руководство галереи объявило, что сделало это под влиянием «общественного мнения».
Комментируя позже действия подчинявшихся ему молодых людей — блокаду входа в здание галереи, — Цветков назвал это «профилактикой правонарушения способами, не нарушающими закон». Руководит «Оперативным молодежным отрядом» его супруга, Сабина Цветкова. Помимо инцидента на «Красном Октябре» отряды супругов Цветковых участвуют в «рейдах»: блокируют автобусы «перевозчиков-нелегалов» в Подмосковье, подкарауливают наркозависимых возле так называемых черных аптек. Сама Сабина Цветкова сравнивает молодых людей, которыми она руководит, с «комсомольскими отрядами в советское время».
Российское подразделение организации «Трансперенси интернешнл» осенью 2016 года опубликовало расследование об источниках финансирования организации «Офицеры России» и выяснило, что она без конкурсов заключила с одной из дочерних компаний РЖД четыре госконтракта на 131,4 млн рублей. Связанные с «Офицерами» организации получили гранты на сумму более 40 млн рублей.
Что же касается лично Антона Цветкова, то он стал широко известен осенью 2012 года, когда в качестве правозащитника посетил в СИЗО задержанного по «болотному делу» оппозиционера Леонида Развозжаева и заявил, что тот ни на что не жалуется. Членам ОНК Москвы и своим адвокатам Развозжаев говорил прямо противоположное, сообщив о пытках. Через год после этих событий, в ноябре 2013 года, Антон Цветков стал главой Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы по контролю за соблюдением прав человека в местах лишения свободы и занимал эту должность до 2016 года.
На первое ноября 2016 года в Омске был запланирован показ постановки «Иисус Христос – суперзвезда» в исполнении артистов петербургского театра «Рок-опера». Но за пару недель до спектакля стало известно, что он не состоится. «Как нам объяснили, спектакль отменен по причине протестов», — заявили представители «Рок-оперы».
Этот случай в качестве примера цензуры в искусстве привел на заседании с участием президента Путина художественный руководитель Театра наций и известный актер Евгений Миронов. После того, как Путин заявил, что с этим «надо разобраться», министр культуры Омской области сообщил, что постановку никто не запрещал: ее отменили не по цензурным соображениям, а из-за плохо продававшихся билетов.
Правда, протесты против рок-оперы в Омске всё-таки были, хотя и не слишком заметные: запланированным для показа спектаклем заранее возмутились активисты движения «Семья, любовь, отечество», они распространяли листовки и собирали подписи — в интернете и в храмах — за запрет спектакля. Организация, возглавляемая Людмилой Рябиченко, стоит на ультраконсервативных, партиархальных позициях, протестуя в основном против ювенальной юстиции, против ИНН, СНИЛС и сбора персональных данных, против обязательных прививок и криминализации семейного насилия. О Людмиле Рябиченко известно немного: в 2008 году «Новая газета» писала о ней как о главе движения «Народ против игровой зоны» в Калининграде; в статье сообщалось, что по профессии Рябиченко психолог. Она — частая гостья на телеканале «Спас» и радио «Радонеж».
В 2015 году свое пятилетие движение «Семья, любовь, отечество» праздновало в конференц-зале Синодального отдела РПЦ по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, а поздравлять Рябиченко и ее соратников приходили депутаты Госдумы Евгений Федоров, Игорь Зотов и другие.
Помимо руководства движением Людмила Рябиченко входит в президиум «Народного собора» — националистической организации, «прославившейся» в середине 2000-х годов тем, что ее активисты выступили заявителями и потерпевшими по уголовному делу против организаторов выставки «Осторожно, религия!».
В апреле 2016 года в Краснодаре сорвались выступления сразу двух death-metal групп — австрийской Belphegor и американской Nile. Организаторы концерта получили из городской администрации письмо с сообщением о том, что «творчество данных групп разжигает религиозную рознь и ненависть». Автор письма — начальник управления по взаимодействию с правоохранительными органами — ссылался на поступившие в администрацию обращения «ряда общественных организаций религиозной направленности», которые требовали не только запрета концерта, но и возбуждения дела по 282 статье Уголовного кодекса. До уголовного преследования не дошло, но вернуть деньги поклонникам тяжелой музыки организаторам концерта пришлось.
Обратившаяся в мэрию Краснодара общественная организация — «Православный союз» под руководством Романа Плюты, известного на Кубани православного активиста. В прошлом Плюта был членом партии «Родина», затем вступил в «Единую Россию». В марте 2012 года он провел в Краснодаре 10-тысячный митинг «в поддержку духовности» и против панк-группы Pussy Riot. Он также является руководителем общественной организации «Соработничество», которая в 2011 году получила 26 млн рублей из бюджета Краснодарского края в рамках программы сохранения и воссоздания храмовых комплексов.
Помимо написания заявлений на металлистов Плюта добивался, но безуспешно, запрета показа в Краснодаре фильмов «Нимфоманка» и «50 оттенков серого», а в мае 2015 года обратился с иском к краевому управлению ФСКН. Он обвинял Госнаркоконтроль в бездействии, так как они не привлекают к ответственности за пропаганду наркотиков группу «Кровосток». Суд Плюта проиграл, но, как он утверждает, в ходе процесса представитель краснодарской ФСКН заверил, что о группе доложили руководству службы, и «ситуация находится на контроле».
Дальнейшее развитие событий с запретом текстов группы судом Ярославля Плюта ставит себе в заслугу: мол, он обратил внимание на проблему, а остальное было делом техники. Но связаны ли эти решения, доподлинно неизвестно: в Ярославле управление ФСКН заявило о своих претензиях к «Кровостоку» раньше — еще в марте 2015 года, запретив организаторам пускать на концерт группы несовершеннолетних. А в апреле ярославский Госнаркоконтроль сначала силами собственных экспертов провел «анализ творчества группы», а затем привлек специалистов — директора Института филологии и культуры Николая Воронина и декана факультета русской филологии и культуры Ярославского государственного педагогического университета Светлану Родонову. Помимо пропаганды наркотиков эксперты усмотрели в текстах группы побуждение к «совершению противоправных деяний» и ненормативную лексику. На основе их заключений в июле 2015 года Кировский районный суд Ярославля признал запрещенной для распространения на территории России всю информацию с официального сайта «Кровостока».
В ноябре областной суд Ярославля рассмотрел апелляцию музыкантов и отменил решение о запрете текстов и других материалов с сайта «Кровостока». А через несколько месяцев Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) прекратила свое существование.
Одной из последних цензурных инициатив стало требование запретить сериал Алексея Учителя «Матильда», который еще только готовится выйти на экраны: премьера запланирована на весну 2017 года. В еще в апреле 2016 года в сети появился трейлер «Матильды». В основу сюжета сериала легла история романа будущего царя Николая II Романова и балерины Матильды Кшесинской. А через несколько месяцев после публикации трейлера разразился скандал.
Сначала в интернете была опубликована петиция, обвиняющая авторов фильма во лжи («в истории нет фактов сожительства русских царей с балеринами»), затем ее начали активно продвигать в социальных сетях странички движений «Царский крест» и «Родительский отпор РФ». Первое возглавляет некий Александр Порожняков, а сама организация никак не проявляла себя до попыток запретить сериал. Движение же «Родительский отпор» в лице его руководителя Николая Мишустина позиционирует себя как организацию, борящуюся с ювенальной юстицией и электронными паспортами, а также выступающую за традиционные ценности.
Протест малоизвестных царепоклонников мог пройти незамеченным, если бы не вмешательство бывшего прокурора Крыма, а сейчас зампреда комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Натальи Поклонской. В начале ноября 2016 года она направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой проверить фильм в порядке статей 144 и 146 УПК (речь в этих статьях идет о сообщении о преступлении и о возбуждении уголовного дела публичного обвинения). «Государь Николай Александрович является святым, мучеником, причислен церковью к лику святых», — выразила собственное отношение к последнему российскому императору Поклонская. Она считает, что кинематографисты посягнули на неприкосновенность частной жизни монарха.
Режиссер Алексей Учитель назвал любые жалобы на фильм «маразмом», так как картина еще не готова и «никто не видел ни одного кадра».
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
«Женский срок» на «Медиазоне»