Нацгвардия объяснила увеличение расходов на еду резким подорожанием овощей. Это противоречит данным Росстата
Статья
31 августа 2018, 13:42

Нацгвардия объяснила увеличение расходов на еду резким подорожанием овощей. Это противоречит данным Росстата

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсант

Неделю назад Алексей Навальный рассказал, что после выбора нового поставщика стоимость продуктов, закупаемых для Нацгвардии, резко выросла — в некоторых случаях в разы. Сегодня Нацгвардия ответила на обвинения в нарушениях при закупках, объяснив, что Навальный не учел сезонность. «Медиазона» проверила, как утверждения Нацгвардии соотносятся с фактическими ценами на закупаемые продукты.

Обвинения Навального

Фонд борьбы с коррупцией сравнивал два набора государственных закупок Нацгвардии: одни были проведены в ноябре-декабре 2017 года, а другие — позднее, когда правительство выбрало единственным поставщиком ООО «Мясокомбинат "Дружба народов"» (поставляет он не только мясо, но и другие продукты).

Цены на овощи в новых контрактах (июнь 2018 года) выросли в разы по сравнению с предыдущими (декабрь 2017 года). После смены поставщика также подорожала говядина и яблочный сок. Навальный увидел в подорожании продуктов коррупционную составляющую, так как среди собственников «Дружбы народов» есть Борис Кантемиров — бывший начальник центрального архива Внутренних войск МВД (Внутренние войска были преобразованы в Нацгвардию).

Ответ Нацгвардии

Помимо утверждений, что Навальный пытается «заработать политические дивиденды» и обвинений ФБК в некомпетентности, в пресс-службе Нацгвардии подробно остановились на нескольких моментах из расследования. Прежде всего, там абстрактно сказали, что в своих выкладках ФБК не учитывает «сезонность закупок, страну происхождения товара, мелкоштучную упаковку отдельных видов продовольствия (сок, масло), издержки, связанные со стоимостью транспортных расходов на доставку товара до установленных мест поставки, расходы, связанные с казначейским сопровождением контракта, проведением экспертизы продовольствия, стоимость тары, упаковки, маркировки, погрузочно-разгрузочных работ». Конкретных примеров и обоснований того, как эти изменения могли изменить цену в разы (например, расчеты того, как изменилась цена доставки, ведь раньше продукты возили из Ставропольского края, а теперь — из Крыма), Нацгвардия не приводит.

Нацгвардия также упрекнула Навального в том, что он сравнивает оптовые закупки сока для государственного ведомства с ценами на аналогичный сок в обычном супермаркете. «Для нужд Росгвардии закупался сок в соответствии с ГОСТ 32103-2013 в 200 граммовой упаковке, а представленный в сравнение продукт из торговой сети классифицируется как сокосодержащий напиток, выработанный по ТУ в литровой упаковке», — сетуют в ведомстве. Там никак не прокомментировали тот факт, что теперь продукты закупаются у компании, которой владеет бывший сотрудник Нацгвардии.

Единственным конкретным сравнением старых и новых контрактов в сообщении Нацгвардии стал рассказ о закупках овощей. Вот эта часть пресс-релиза полностью:

Авторы публикаций сравнили цены на овощи по двум государственным контрактам, заключенным в декабре 2017 года и в июне 2018 года без учета сезонного фактора. Когда на овощную продукцию, поставляемую непосредственно после окончания массовых сезонных заготовок, предлагаются минимальные цены. В тоже время цены на эту продукцию в межсезонье, в частности в июне, достигают их максимальной стоимости.

То есть в Нацгвардии считают, что овощи в июньском контракте должны стоить значительно дороже, чем в декабрьском, из-за сезонного фактора. Якобы в декабре урожай уже собран и цены падают, а в июне «в межсезонье» достигают максимума.

Овощи летом подорожали, но не так сильно

Сезонность цен на овощи — это объективный фактор, но он работает не совсем так, как описывает Нацгвардия. Данные Росстата свидетельствуют, что цены на овощи обычно начинают падать в конце весны, затем фиксируют минимум в сентябре-октябре и снова растут, достигая максимальных значений к концу зимы или началу весны.

В 2018 году рост цен на овощи в целом закончился в апреле, хотя Нацгвардия утверждает, что в июне наблюдается максимум. Напротив, в предыдущем сезоне овощи начали дорожать уже в октябре, тогда как, по мнению Нацгвардии, в декабре «предлагаются минимальные цены».

Нацгвардия права в том, что цены на закупаемые овощи выросли от декабря к июню. Но если по официальным данным Росстата подорожание составило единицы процентов, то в контрактах Нацгвардии — на порядок выше.

Для наглядности «Медиазона» сопоставила цены на конкретные товары из контрактов Нацгвардии с фактическими данными Росстата:

Второй ответ Нацгвардии

Через сутки после публикации этого текста Нацгвардия выпустила новый пресс-релиз, посвященный закупкам продуктов, под заголовком «Конструктивный диалог должен быть конструктивным». Там говорится о попытках «дозированного вброса оценочной информации о якобы имеющих место нарушениях, основанной на выборочном представлении псевдо-доказательств, однобоком изучении реальных обстоятельств и, как следствие, представлении субъективных, не подлежащих, по мнению их авторов, оспариванию суждений» («Медиазона» или Навальный в сообщении, как и прежде, не упоминаются).

При этом Нацгвардия выдвинула новую версию того, почему цены на продукты изменились. Теперь ведомство утверждает, что предыдущие поставщики «попросту демпинговали на этапе конкурса», а сама продукция оказалась низкого качества. Новый единственный поставщик (его название «Дружба народов» ведомство также не упоминает ни в одном из релизов) позволил «снизить объем выявляемой в 2018 году некондиционной продукции на 65%», говорится в сообщении. В Нацгвардии вновь повторили, что рост цен также связан с расходами на транспортировку, проверку и упаковку продуктов. Почему раньше на все эти процедуры тратили меньше денег, не уточняется.

«Еще раз хотим подчеркнуть: Росгвардия, несмотря на специфику выполняемых задач, ведет постоянный конструктивный диалог, анализирует альтернативные мнения для улучшения условий службы военнослужащих и сотрудников», — сказано в пресс-релизе.

Обновлено 1 сентября в 16:10. Добавлен второй ответ Нацгвардии.