«Это правовой сепаратизм». Глава псковского «Яблока» Лев Шлосберг — об уголовном деле за листовки с призывом портить бюллетени
Статья
7 сентября 2018, 15:52

«Это правовой сепаратизм». Глава псковского «Яблока» Лев Шлосберг — об уголовном деле за листовки с призывом портить бюллетени

Лев Шлосберг. Фото: paveladelgeim / Facebook

Прокуратура Псковской области сообщила о возбуждении уголовного дела о воспрепятствовании осуществлению избирательных прав (часть 1 статьи 141 УК) из-за листовок местного отделения «Яблока» с предложением портить бюллетени на выборах губернатора, которые пройдут в регионе 9 сентября. Глава псковского «Яблока» Лев Шлосберг рассказал «Медиазоне», что полицейские с утра уже допрашивают сторонников партии, а подобное уголовное дело «выводит Псковскую область за пределы правового поля России».

Нам известно о том, что сегодня областная прокуратура сообщила о возбуждении дела о распространении листовок с призывом к избирателям воспользоваться своим правом голосования недействительным бюллетенем. Дело возбуждено по 1 части статьи 141 УК. Это якобы воспрепятствование реализации избирательных прав граждан.

Подобная интерпретация этой статьи является чушью, это просто чушь. Потому что ни работе избирательных комиссий, ни реализации избирательных прав граждан листовка, где излагается позиция о праве избирателя не поддержать ни одного кандидата в губернаторы, и таким образом сделать бюллетень недействительным, не воспрепятствует.

Вообще в этой листовке содержится призыв к избирателям прийти на выборы — то есть мы, наоборот, содействуем в этой листовке реализации прав. Чтобы человек не оставил бюллетень незаполненным, а пришел на избирательный участок. Это первое.

Второе — листовка соответствует официальной позиции, опубликованной 27 августа региональным отделением партии «Яблоко». Она заключается в том, что мы не видим на этих выборах губернатора ни одного кандидата, которого мы могли бы поддержать, но при этом мы считаем, что избиратели должны принимать участие в голосовании и заявлять свою позицию.

Законодательство России и 67 ФЗ «О гарантиях избирательных прав», а также избирательный кодекс Псковской области гарантирует избирателю право сделать бюллетень недействительным. Как правило, это две и более отметки в бюллетене. Это право избирателя не является нарушением закона, я бы даже сказал, что это священное право — голосовать таким образом, если его не устраивает ни один кандидат или ни одна партия в бюллетене. Это абсолютно не запрещенное право. Невозможно сказать, что люди, голосующие недействительными бюллетенями, являются преступниками.

Дело было возбуждено по факту. Пока что после того осмотра полиции, который был у нас два дня назад, на котором взяли наши пояснения о нашей коллегиальной позиции, у нас не было никаких встреч с полицией в части процессуальных статусов. Мы посмотрим, если полиция обратится, безусловно, будем с ней общаться, я не вижу никаких проблем.

Проблема заключается в том, что такими правоприменительными действиями — а это абсолютно варварское правоприменение — полиция ставит вне закона миллионы избирателей по всей стране, ставит их в положение потенциальных уголовников. Если избиратель приходит на избирательный участок, берет избирательный бюллетень и голосует всеми крестами, получается, он воспрепятствует деятельности избирательной комиссии, и, соответственно, нарушает собственные избирательные права. Это бред.

Вообще, в этой ситуации есть анекдотический акцент, потому что вчера или позавчера [мэр Москвы Сергей] Собянин выпустил ролик, в котором сказал, что голосовать против всех, вычеркнуть всех — это тоже поступок. То есть он открыто и публично — кто он там, третье или четвертое лицо в стране — обращается к избирателям с тем же самым призывом, с которым обратились мы. Дословная цитата из Собянина: «Если вы не видите никого достойного, придите, вычеркните всех, это тоже поступок». Я пока не слышал о том, чтобы СК по Москве возбудил против мэра Москвы уголовное дело за публичный призыв, размещенный в интернете на ресурсах, у которых миллионы просмотров.

Здесь идет речь о панике. Я предполагаю, что в избирательном штабе врио губернатора [Михаила] Ведерникова, который пересушил псковские выборы до такой степени, что никто не хочет идти голосовать, увидели это наше обращение к избирателям. А мы просто обращались к гражданам и разъясняли, как они имеют право действовать на выборах. Но тогда, если вспомнить ситуацию в Москве, получается, наша избирательная комиссия, куда писали доносы два кандидата-спойлера — от «Партии пенсионеров» и «Партии роста» — вывела Псковскую область за пределы правового поля России. То есть, это уже не Россия, это похоже на правовой сепаратизм.

Вот что у нас происходит. Не могу пока сказать, куда это будет развиваться дальше. Понятно, что действия направлены в первую очередь против меня как против руководителя регионального отделения, депутата областного собрания. Мы знаем, что к нашим депутатам районов, к председателям отделений, к помощникам, к десяткам людей обращаются сотрудники полиции, сообщают, что возбуждено уголовное дело, и требуют давать показания. Такие вещи у нас с утра происходят, все об этом оповещены. Наши люди высказывают мнение так, как считают это нужным. Но мы видим, что идет правоприменение, отделяющее Псков от России.

Постановления избирательной комиссии области, связанные с этим вопросом, обжалованы нашим членом избиркома как в ЦИК, так и в суд. Эта ситуация в целом выглядит отражением паники и истерики именно властей. Совершенно ясно, что два спойлера, написавшие доносы, действовали в интересах партии власти, и что избирком создает поводы для репрессивного правоприменения.