«Теперь только молиться». Особенности применения закона о фейковых новостях в Якутии
Статья
13 мая 2019, 10:43

«Теперь только молиться». Особенности применения закона о фейковых новостях в Якутии

Жители Якутска во время встречи с властями Республики Саха во дворце спорта «Триумф», посвященной вопросу незаконной миграции. Фото: Вадим Скрябин / ТАСС 

В МВД Якутии решили создать прецедент и впервые в России составили на журналиста протокол по закону о фейковых новостях — и проиграли в суде. «Медиазона» рассказывает историю одного скандального заголовка в газете «Якутск вечерний».

«Еще один? Задержан гастарбайтер из Таджикистана, напавший на 14-летнюю девочку», — такой заголовок газета «Якутск вечерний» вынесла на первую полосу через несколько дней после того, как в республике начались выступления против мигрантов из Киргизии и нападения на них.

Поводом для выступлений стало изнасилование 36-летней местной жительницы, за которое были задержаны трое граждан Кыргызстана. Уже на следующий день после преступления, 17 марта, около 200 жителей Якутска вышли на Комсомольскую площадь в центре города — призывы к митингу якутские националисты распространяли через WhatsApp.

На следующий день глава республики Айсен Николаев написал в фейсбуке, что он «понимает мотивы жителей Якутска», которые вышли на акцию: «Особый общественный резонанс дело вызвало именно потому, что наглую выходку совершили мигранты, граждане Киргизии». 18 марта Николаев позвал горожан на митинг на стадионе «Триумф» — пришло несколько тысяч человек — и пообещал депортировать нелегальных мигрантов и «привести в соответствие с законом все предприятия» в сферах торговли, питания и транспорта.

Следственный комитет выпустил сообщение, в котором подчеркивалось, что в 2017 году иностранные граждане совершили только 6 из 117 изнасилований в Якутии, а в 2018 году — только 4 из 296.

В следующие дни некоторые жители Якутска отказывались платить за проезд в автобусах, которыми управляли мигранты, оскорбляли водителей и громили овощные киоски на рынках; нескольких погромщиков позже задержали. Около 90 водителей автобусов отказались выходить на маршруты, а продавцы овощей несколько дней не открывали свои лавки. Через неделю глава Якутии изменил свое мнение по поводу первой акции и назвал ее «организованной провокацией со стороны некоторых сил».

Первая полоса

Фотографию первой полосы свежей газеты «Якутск вечерний» с заголовком про «еще одного» гастарбайтера 22 марта опубликовал в фейсбуке журналист московской газеты «Взгляд» Юрий Васильев, который тогда находился в Якутске.

Фото: Юрий Васильев / Facebook

«Накануне вечером при верстке, как говорят коллеги, была совсем другая первая полоса; новость поступила перед сдачей. Тираж — 21 тысяча экземпляров, номер только что пошел в продажу, — написал он. — Теперь только молиться».

На первой полосе материал о «гастарбайтере из Таджикистана, напавшем на 14-летнюю девочку» сопровождался фотографией автомобиля Toyota, на грязном стекле которого кто-то написал «не киргиз» . В тексте на снимке сказано, что информацию о происшествии журналисты получили за полчаса до сдачи номера: «Единственные подробности, которыми мы располагаем: задержанного повезли в СМЭ (бюро судебно-медицинской экспертизы — МЗ) для биологической экспертизы. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела».

Другая подпись: «Якутск только начал отходить после событий 17–18 марта…». Имя автора не указано, дата преступления и какие-то его подробности не уточняются.

Электронной версии у «Якутска вечернего» нет. До 2015 года некоторые номера газеты выкладывались на сайте pdf-файлами, но более поздних публикаций там нет. Заместитель главного редактора газеты Виталий Обедин сказал «Медиазоне», что на первой полосе и был весь материал — никакой другой информации в тот момент у журналистов не было.

Обедин рассказывает, что 20 марта, уже после митингов и нападений, глава МВД Якутии Владимир Прокопенко выступал с докладом на заседании Государственного собрания Якутии (Ил Тумэн) — полный текст доклада опубликован на сайте парламента. Министр сказал, что в 2018 году число изнасилований несовершеннолетних увеличилось почти в три раза — с 12 в 2017 году до 34 в 2018-м — а общее количество преступлений против половой неприкосновенности в 2018 году возросло более, чем в три раза — с 70 до 233 случаев. В выпуске «Якутска вечернего» со спорным заголовком был и материал об этой статистике — его анонс тоже находился на первой полосе.

«Мы решили воспользоваться этим будоражащим моментом, о том, что у нас митинги из-за насильника были, для того, чтобы привлечь внимание к изнасилованиям, детей в том числе. [Это] был один из мотивов заменить первую полосу», — говорит Виталий Обедин.

Уже после выхода газеты пресс-служба якутского управления Следственного комитета подтвердила задержание 20-летнего мужчины, которого подозревают в изнасиловании 14-летней девушки. Преступление было совершено еще четыре месяца назад, в ноябре 2018 года, подчеркивалось в сообщении. Журналист Обедин в свою очередь утверждает, что с заявлением в полицию мать девушки обратилась только 21 марта.

Он вспоминает, что через полторы недели после выхода номера участковый попросил его зайти в полицию.

Протокол и суд

Там выяснилось, что на Виталия Обедина составлен протокол по только недавно вступившему в силу закону о фейковых новостях — за распространение в газете «недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка» (часть 9 статьи 13.15 КоАП). 

Провести проверку публикации полицию попросил Роскомнадзор, рассказывает Обедин. Из протокола, по его словам, следует, что претензии относились к использованию в заголовке слова «напавший».

Виталий Обедин. Фото: Мичил Яковлев‎ / Facebook

Журналист говорит, что для доказательства ложности опубликованного газетой утверждения в полиции привели ответы из Следственного комитета и бюро СМЭ. Судмедэксперты сообщили, что 21 и 22 марта не проводили исследований, связанных с нападением гражданина Таджикистана на девочку, а в СК почему-то заверили, что в те же дни «нападений на несовершеннолетние лица, не имеющие российского гражданства, не было».

В протоколе, утверждает Обедин, полиция также сослалась на жителей Якутска, «опубликовавших свое мнение в мессенджер Instagram и Facebook о заголовке» — о том, что текст «подталкивает на разжигание межнациональной розни» и способствует «агрессивному поведению граждан в отношении приезжих граждан».

По словам журналиста, в полиции с него взяли объяснения об обстоятельствах публикации заметки, при этом в кабинет время от времени заглядывал замначальника полиции якутского управления МВД Олег Лебедь, который «со значительным видом сидел над душой у уполномоченного».

Дело о заголовке передали в Якутский городской суд 3 апреля — через пять дней после того, как закон о фейковых новостях вступил в силу. Согласно карточке на сайте суда, 5 апреля материалы вернули в полицию для устранения нарушений, а само дело рассмотрели только 12 апреля. 

Возражая на претензии МВД, журналист Обедин в суде указывал, что в протоколе спутаны даты и другие фактические обстоятельства, а Следственный комитет подтвердил возбуждение уголовного дела и тот факт, что бюро судебно-медицинской экспертизы проводило освидетельствование девочки.

«Принуждение ребенка к половому акту против его воли, то есть силой, вполне соответствует словарным определениям глагола "нападать" и производных от него слов», — настаивал в суде Обедин.

В разговоре с «Медиазоной» он вспоминает, что зачитал суду определения слов «напасть» и «нападать» из толковых словарей Ожегова, Ушакова и Даля, а преподавательница филологического факультета Северо-Восточного федерального университета Ирина Гермогенова подтвердила, что «Якутск вечерний» мог использовать в своей новости это слово. 

«[Представители МВД в суде] пытались добиться своей интерпретации, что, вот, мы сознательно объявляли [новостью] старое событие. Еще они пытались доказать, что факта нападения на детей непосредственно 21–22 марта не было, значит, это ложная информация. Но <…> у нас на первой полосе не написано, что он напал 21-го. У нас написано, что задержан нападавший. И вот потом они пытались доказать, что изнасилование — это не нападение», — говорит журналист.

В итоге суд не нашел в действиях газеты состава правонарушения и дело решил прекратить. При этом судья в своем решении уточнила, что публикация «Якутска вечернего» создала «дополнительную угрозу причинения вреда жизни и здоровью иностранных граждан, угрозу массового нарушения общественного порядка».

Представители МВД Якутии с решение суда не согласились и подали апелляционную жалобу. Дата ее рассмотрения еще не назначена.

Закон о фейковых новостях против активистов

25 апреля в Архангельске протокол по статье о распространении недостоверной общественно значимой информации (часть 10 статьи 13.15 КоАП) составили на местную активистку Елену Калинину.

По версии полиции, 26 марта она опубликовала «ВКонтакте» анонс акции против строительства мусорного полигона на станции Шиес, которая была запланирована на 7 апреля (сейчас на странице активистки нет ни одной публикации за это число). Но власти Архангельска эту акцию не согласовали, а значит, посчитали в МВД, Калинина распространила ложную информацию.

Акция все-таки состоялась, несколько тысяч человек прошли шествием по Архангельску, а значит, уверяли в МВД, пост Калининой повлек «массовое нарушение общественного порядка». Протокол, по словам активистки, полиция составила с нарушениями, суд его пока не рассматривал.

Редактор: Егор Сковорода