Район Собчак, Симоньян и Венедиктова. Главное из расследования ФБК о пиаре Собянина через пропагандистов
Статья
7 марта 2023, 16:37

Район Собчак, Симоньян и Венедиктова. Главное из расследования ФБК о пиаре Собянина через пропагандистов

Кадр из расследования ФБК

«Медиазона» кратко пересказывает расследование Фонда борьбы с коррупцией, в котором утверждается, что с 2019 года мэрия Москвы оплачивала пиар через программу «Мой район», а получателями сотен миллионов рублей были не только известные пропагандисты, но и журналисты с репутацией независимых от власти, а предвыборные кампании кандидатов от мэрии оплачивались под видом проведения странных соцопросов.

Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального опубликовал расследование о финансировании пиара мэра Москвы Сергея Собянина. Утверждается, что столичное правительство потратило более миллиарда рублей на пропаганду, причем делалось это не в открытую, а через программу «Мой район», «не подотчетную ни муниципальным депутатам, ни кому-либо еще, кроме самого Собянина». К продвижению мэра привлекались в том числе бывший главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, медиаменеджер Ксения Собчак, телеканал RTVI и зампред московского «Яблока» Кирилл Гончаров.

«Политический замысел здесь очевиден. Это мы с вами понимаем, что реконструировать дороги, строить школы, благоустраивать дворы и парки — это и так обязанность мэра, на то и идут наши налоги. Но вот публично это можно преподнести совсем по-другому. Это не на ваши деньги тут лавочку поставили с качелькой, это Собянин вам подарок сделал. Это благодаря ему все. Голосуйте за него. Получается, что "Мой район" — это такая пиар-машина», — считают в ФБК и приходят к выводу, что программа — это «на самом деле черная касса Собянина и черная касса всей "Единой России" в Москве».

ФБК не раскрывает источник получения информации, однако пишет, что изучил более ста тысяч банковских транзакций «Моего района» за три года, и публикует их скриншоты.

Симоньян и другие пропагандисты

Расследование начинается с того, что глава RT, структуры пропагандистки Маргариты Симоньян и ее мужа Тиграна Кеосаяна получили от «Моего района» 440 млн рублей, средства также перечислялись напрямую брату Кеосаяна Давиду и его дочери Александре.

За эти деньги в передачах Симоньян и Кеосаяна показывали информационные и рекламные ролики московского правительства. Например, в одном из выпусков авторской программы «Ч.Т.Д.» рассказ Симоньян «о том, как Украина в 2023 году планировала захватить Крым, и хорошо, что Россия начала войну», прерывается на рекламу детской школы искусств в Кусково.

«Иногда доходит до какого-то безумия. Вот в этом выпуске через двадцать секунд после рекламы детской музыкальной школы, где предлагают постичь таинственный мир музыки, Симоньян, кровожадно улыбаясь, показывает незамазанное видео того, как зэку из "ЧВК Вагнер" проламывают голову кувалдой», — продолжают расследователи ФБК.

Похожим образом деньги получают и другие пропагандистские структуры: ультраконсервативный телеканал «Царьград» Константина Малофеева (40 млн рублей), а также Life, Mash и Super.ru Арама Габрелянова и Максима Иксанова (300 млн рублей).

«Везде всенепременно упомянут "Мой район", чтобы никто не забыл: это не просто так посадили кусты или построили парк для собак — за все это надо благодарить Сергей Семеновича», — указывают в ФБК.

Всего расследователи насчитали 780 млн рублей, выделенных пропагандистам.

Собчак, Венедиктов, RTVI и Гончаров

«Чуть-чуть менее топорной» пиарщицей Собянина в ФБК считают Ксению Собчак. По их данным, ее компания «Джун энд Джулай» получила от столичного департамента заказ на исследование рынка моды за 20 млн рублей. ФБК считает, Собчак неискренне пишет хвалебные посты о том, как градоначальник организовал мобилизацию в Москве. «Медиазона» обратилась к Собчак за комментарием, та не ответила.

В ФБК обратили внимание и на аналогичные посты бывшего главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова — по их мнению, все дело в журнале «Мой район», который выходит как спецпроект исторического журнала «Дилетант», издаваемого Венедиктовым. У каждого района есть свой журнал, тиражи варьируются в зависимости от населения, в среднем — три выпуска в месяц. По подсчетам расследователей, фирма Венедиктова «Образование — 21 век» получила от мэрии 680,5 млн рублей на издание «Моего района».

«Сумма огромная, для сравнения: годовой бюджет огромной радиостанции "Эхо Москвы" с почти 200 сотрудниками был меньше — 516 млн», — подчеркивают в ФБК, добавляя, что часть услуг предоставлялась по завышенной стоимости. Пример: за корректуру выпуска № 23 «Лефортово» было заплачено 230 тысяч рублей, то есть 1220 рублей за тысячу символов при рыночной стоимости от 40 до 200 рублей.

«Гораздо больше по завышенным сметам просто переводится специальному сотруднику. Павел Чиркин — это такой человек-оркестр, ему платят по 600 тысяч рублей за верстку и некую предпечатную подготовку каждого номера "Моего района"», — продолжают расследователи. С их слов, деньги «после оплаты сразу обналичивались».

Republic попросил Венедиктова прокомментировать эти данные, тот в ответ прислал ссылку на статью, где рассказывал, что стартовые 25 млн рублей на «Дилетант» он получил от миллиардера Михаила Прохорова — еще в 2020 году «Би-би-си» рассказывала об этом бизнесе журналиста, оценивая сумму контракта в 400–500 млн рублей. На вопросы «Медиазоны» Венедиктов не ответил.

Следующий объект расследования — телеканал RTVI, который раньше связывали с главой «Ростеха» Сергеем Чемезовым. По подсчетам ФБК, 840 млн рублей в бюджет канала поступило от «Моего района», еще 500 млн — через фирмы-посредники, которые затем переводили деньги под видом оплаты рекламы. Всего, полагают в ФБК, эти суммы составляют более 60% бюджета канала.

Впрочем, расследователи замечают, что RTVI публиковал серию из 30 роликов о районах Москвы, каждый из которых не набрал и 10 тысяч просмотров.

«Но 30 роликов за 700 млн рублей? Так не бывает, — рассуждают в ФБК. — Возможно, этому есть и другое, более логичное объяснение. Канал на самом деле контролируется Тиной Канделаки и ее супругом Василием Бровко. Ну, а в показной любви Канделаки к Собянину сомневаться не приходится».

Еще один получатель денег от «Моего района» — заместитель председателя московского отделения партии «Яблоко» Кирилл Гончаров. По информации ФБК, в его фонд защиты городской среды «Среда» перечислили чуть больше 24 млн рублей. Хотя какая-то доля этих средств использовалась по назначению, «большая часть бессовестно выводилась».

«Например, за разработку сайта, в основном состоящего из новостей, скопированных с других сайтов, заплатили 1,2 млн рублей, — утверждают расследователи. — На конференцию, а точнее созвон по зуму, с темой "Экологические вызовы пандемии и проблемы постковидной эпохи" ушло 250 тысяч рублей». В ФБК добавляют, что Гончаров переводил деньги своему другу Максиму Манолову и бывшей девушке Екатерине Цалон (Магиной).

Сам Гончаров настаивает, что деньги добросовестно использовались: в Челябинске фонд собрал и отправил на утилизацию 250 тысяч батареек, по всей России установил множество контейнеров для сбора батареек, а в работе лекториев участвовали заметные спикеры.

Странные соцопросы

Самая загадочная часть расследования посвящена социологическим опросам. Расследователи заметили, к примеру, что на опросы о площадках для выгула собак было потрачено 39 млн рублей, о наиболее востребованных профессиях настоящего — 29 млн рублей, будущего — 95 млн рублей.

«Причем заказывают эти опросы в одно и то же время. Первые платежи по ним идут в начале 2021 года, а потом следующие транши — в районе сентября 2021 года. Как будто ровно перед выборами мэрии срочно нужны очень дорогие и очень странные опросы», — продолжают в ФБК.

Проследив, кому уходили деньги за эти и подобные опросы, расследователи связали бенефициаров с проведением предвыборных кампаний участника интеллектуальных игр Анатолия Вассермана, актера Дмитрия Певцова, пропагандиста Петра Толстого, координатора поискового движения «Лиза алерт» Олега Леонова — все они в 2021 году были кандидатами в Госдуму от избирательных округов Москвы.

Деньги связали с кандидатами через политтехнологов и сотрудников, предполагая, что таким образом на предвыборные кампании удалось выделить больше, чем положенные по закону 40 млн рублей.

Например, кампанию Леонова вел политтехнолог Александр Молвинских, которому платил фонд Константина Костина, тоже политтехнолога.

«Фонду Костина досталось 130 млн за опросы "об отношении людей к состоянию атмосферного воздуха", "о доступности культурных событий" и наше любимое — за опрос "об отношении жителей к ОПАСНОСТИ УКУСА КЛЕЩЕЙ"», — рассказывает ФБК.

Редактор: Дмитрий Трещанин

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке