Фото: Ольга Полянская / vkontakte
В сентябре бежавшие от наступления ВСУ жители начали возвращаться в приграничные поселки Курской области — и обнаружили, что покинутые дома и магазины разграблены. В их поселках никогда не было украинских солдат — оборону там держали российские военные. Власти поначалу называли сообщения о мародерстве «информационным вбросом противника», но после массового возмущения курян вынуждены были признать проблему. Беженцы требуют «закончить эту проклятую войну», а губернатор увольняет глав районов за провалы с эвакуацией. «Медиазона» кратко рассказывает о ситуации в области.
«К сожалению, есть факты мародерства как среди гражданских лиц, так и военных. Задача поставлена федеральным силовым ведомствам сейчас, военной полиции в том числе, обеспечить усиленную охрану, контроль домов на границе», — сказал на встрече с жителями эвакуированных курских поселков в Глушковском районе бывший глава области, а ныне министр транспорта Роман Старовойт.
Так российские власти впервые признали случаи мародерства в Курской области со стороны российских же военных.
По словам Старовойта, награбленное из Курской области мародеры отправляют через службы доставки, поэтому «поставлена задача прекратить прием» посылок. В начале вторжения в Украину российские военные, грабившие дома мирных жителей, тоже пользовались службой СДЭК, чтобы отправить наворованное домой — «Медиазона» подробно рассказывала об этом явлении.
Чтобы признать проблему мародерства в Курской области, российским властям потребовалось почти три месяца. Первые сообщения о воровстве и грабежах, совершаемых российскими военными, появились еще в середине августа — тогда жители стали массово покидать приграничные районы на фоне наступления ВСУ вглубь российской территории.
Местные телеграм-каналы публиковали видео из салона «Мегафон» в Глушково, на котором двое мужчин в камуфляжной форме вышибают окна, разбивают витрины и выносят из помещения товары.
Советник губернатора Курской области, Z-блогер Роман Алехин тогда утверждал, что на записи — два чеченца, которых «уже нашли». Спустя несколько дней стало известно, что российские военные ограбили и пункт выдачи заказов Wildberries в селе Званное.
Больше всего свидетельств мародерства поступало из Коренево — поселка городского типа в 18 километрах от украинской границы. До самого поселка, в котором жили больше 5 тысяч человек, украинские военные так и не дошли — они были отброшены российской армией на несколько километров и смогли занять лишь соседнюю Ольговку.
Тем не менее жители Коренево тоже бежали от наступления ВСУ. Власти Курской области отчитывались об организованной эвакуации, но многие беженцы говорят, что им пришлось выбираться из-под обстрелов самим. В дальнейшем плохо организованная эвакуация наряду с мародерством станет причиной массового недовольства и напряженности между курянами и властями региона.
Спустя всего несколько недель после эвакуации покинувшие Коренево жители начали возвращаться в свои дома — и обнаружили, что они разграблены.
В конце сентября телеграм-канал «Досье шпиона» опубликовал обращение жителей поселка к Владимиру Путину, в котором говорилось о разграбленных «людьми в военной форме» домах и магазинах. Письмо подписали более ста человек.
«В ПГТ Коренево не было военных ВСУ ни дня, но все магазины, автозаправки, аптеки, уцелевшие жилые дома вскрыты и разграблены, — говорилось в обращении. — Да, положением КТО разрешено беспрепятственное проникновение в любые помещения, но данный режим не дает права участникам совершать преступления — грабить, воровать».
Тамара Скринникова, владевшая в Коренево магазином сотовой связи, вместе с мужем тоже вернулась в поселок в начале сентября. Супруги рассказали Русской службе «Би-би-си», что в их доме были выбиты окна и дверь, посудомоечная машина и духовка разломаны, а стены на кухне испачканы кетчупом.
Скрынникова также рассказала, что дверь в ее магазине была прострелена, а из шкафов пропали телефоны и другая техника. «Ноутбуки и планшеты — все вынесено. Пустые крючки, пустые шкафы, на полу изорванные все коробки. Побитые стеклянные витрины. Разбитое стекло на полу. Вот что я там увидела», — рассказала женщина.
Из их гаража, по словам Скринниковых, угнали «Ладу», а из сейфа пропали охотничьи ружья, ножи и бинокли. Недосчитались они и сварочного аппарата, ноутбука, телевизора и пылесоса. При этом в ванной супруги нашли шампунь «Армия России».
«Есть гражданские, военные и приезжие мародеры! [Мы военным] покупали все от носков и трусов заканчивая квадрокоптерами и квадроциклами, а в благодарность получили размародеренные дома», — цитировало «Би-би-си» другого пострадавшего жителя, сотрудника местной больницы.
Платон Маматов, чье подразделение провело в Коренево полтора месяца, признал в разговоре с изданием, что российские военные могли что-то взять из поврежденных во время украинских обстрелов домов — «бензопилу там или теплую шапку». Кроме того, по словам Маматова, у солдат не всегда были продукты. Военный при этом утверждал, что бойцы его подразделения ничего у гражданских не брали.
Жители Кореневского района начали возвращаться в свои дома, несмотря на продолжающиеся обстрелы, как раз потому, что беспокоились за сохранность имущества. Один из них рассказал «Агентству», что из его дома исчезли ноутбуки и телевизоры, а из гаража — фрезерные и ручные дрели и болгарки. По словам кореневца, его гараж взламывали как минимум дважды в течение месяца. «Не у одного меня, на улице у нас у всех такая беда. У кого телевизоры унесли, у кого что», — добавил местный житель.
По словам Скрынниковой, российские солдаты и сейчас живут в ее доме. Женщина говорит, что это «порядочные военные», которые «убирают за собой» и спрашивают разрешения, если что-то «нужно взять».
Чем больше жителей Курской области возвращалось из эвакуации в свои дома, тем больше появлялось публичных свидетельств мародерства. В конце октября на жалобы отреагировал недавно вступивший в должность глава Курской области Алексей Смирнов. Он назвал сообщения о мародерах «информационным вбросом со стороны спецслужб противника».
В комментарии под постом Смирнова «ВКонтакте» пришли десятки разгневанных жителей Коренево, которые упрекали чиновника во вранье и попытке замолчать масштабы проблемы. Более того, пост Смирнова спровоцировал публикацию новых свидетельств мародерства в поселке.
Так, видео с последствиями разграбления опубликовал владелец магазина автозапчастей и обоев «АвтоКоренево». На видео мужчина говорит, что у него осталось товара всего «тысяч на 50» из «почти 9 миллионов запчастями».
Издание «Вот так» идентифицировало авторов комментариев под постом Смирнов и привело рассказы тех, кто живет в Коренево. Они жаловались, что мародеры вскрывают дома «по пятому кругу», несмотря на новые замки.
«Сегодня были дома, в доме уже брать нечего, с огорода утянули ворота. Осталось дом по кирпичику разобрать, и вы говорите, [что] нет мародерства. Один вопрос: кто патрулирует? Если везут ворота и никто не видит», — писала под постом жительница Коренево Елена Мелихова.
Еще одна женщина выложила под постом губернатора фотографию выломанной двери частного дома с пулевыми отверстиями вокруг замка, на которой белой краской было написано «51 п занято». Журналисты предположили, что эту надпись оставили военнослужащие 51-го гвардейского парашютно-десантного полка ВДВ, который участвует в боях в Курской области.
На мародерство губернатору пожаловалась и 44-летняя администратор «Пятерочки» Елена Порываева. Улица, на которой она жила, как уточняет «Би-би-си», сильно пострадала из-за военных действий, а от ее дома «остался фундамент и фрагменты стен из серого кирпича, уцелела только пристройка — жилая кухня рядом».
«Помимо того, что дома нет, так и с кухни все вынесли, с овцы хоть клок шерсти», — написала Порываева под постом Смирнова.
Под этим же сообщением губернатора местные жители выкладывали фотографии и видеозаписи, на которых можно увидеть разграбленные дома, магазины и больницу.
«Весь поселок разграблен. Дома, гаражи вскрыты. Все, что не смогли украсть, разломали! Люди возвращаются, чтобы не сперли оставшееся. Тянут все. Через день ездим домой в Коренево. И каждый раз приезжаем с новым замком, так как кто-то их постоянно срывает!» — написала пользовательница Ольга Полянская.
От мародерства пострадали и в других поселках Курской области — например, в Глушково и Званном, где российские военные ограбили пункт выдачи заказов Wildberries.
«Это надо же так народ за быдло считать, что при переполненном интернете видео и фото мародерства, в правоохранительных органах уже тысячи обращений, разграбленные дома, варварски побито все в домах, а у губернатора фейки и вбросы, — возмущалась под постом губернатора Смирнова другая местная жительница Елена Шевченко. — И опять противники виноваты. Алексей Борисович, может стоит вам проехать в Кореневский и в Глушковский районы и посмотреть, что происходит, своими глазами, чтобы не писать такой абсурд?!».
Глава самого Глушковского района Павел Золотарев признал, что проблема мародерства «к сожалению, существует». 13 ноября в своем телеграм-канале он написал, что в районе были созданы оперативные группы «по пресечению фактов мародерства и воровства», а «некоторые лица», у которых обнаружили чужое имущество, «переданы в полицию».
За день до этого ТАСС, поговорив с фельдшером одного из российских подразделений, сообщило о домах, якобы разграбленных украинскими военными в курском поселке Глушково. Когда «военкоры» обратили внимание, что этот поселок никогда не переходил под контроль ВСУ, госагентство исправило текст. Прямую речь врача в новости заменили на косвенную, а поселок Глушково переделали на «одно из сел Глушковского района», которое было якобы оккупировано ВСУ, — но старая версия сохранилась в вебархиве.
Z-блогер Роман Алехин разгул грабежей объяснил «неверными решениями генералов», поскольку в Курскую области, по его утверждению, заводили отряды «Шторм Z», состоящие из заключенных.
Курские беженцы жалуются не только на мародерство, но и на плохо организованную эвакуацию и отсутствие компенсаций за разрушенное жилье.
10 ноября десятки жителей Суджи — самого крупного населенного пункта региона, перешедшего под контроль ВСУ, — собрались на стихийный митинг в центре Курска.
Вышедший к ним представитель областной администрации Анатолий Дроган потребовал разойтись, сославшись на незаконность акции из-за режима КТО.
«Власть никого из врагов не толкала на границу, это война. <…> Это не управляется властью, был прорыв, войска, которые там стояли, они погибли. Поверьте мне, виновные уже задержаны. Если вам станет легче, военные, которые допустили [прорыв], если они остались живы, они понесут наказание», — сказал чиновник.
Собравшиеся в ответ начали возмущаться и кричать, что на границе стояли «срочники с автоматами», а наказать надо «генералов».
«Пепел Курск» отмечал, что этой акцией жители Суджи пытались добиться от властей выдачи сертификатов за разрушенное жилье. С такими же требованиями выступали и жители Большесолдатского района Курской области. Протесты были связаны с решением областного Минстроя не выдавать сертификаты на новые дома, потому что это вызовет «значительный отток трудового населения» из региона.
Организатором акции суд признал Андрея Герасименко, его оштрафовали на 20 тысяч рублей. Как выяснило «Агентство», Герасименко был прописан и жил на улице Зеленой в селе Малая Локня Суджанского района, которое находится под контролем Украины с конца августа.
О проблемах с выдачей сертификатов и компенсаций за утраченное имущество на своей официальной странице «ВКонтакте» пишет Шептуховский сельсовет (входит в Кореневский район). Там ежедневно появляются видеообращения как от местных жителей, так и от жителей других приграничных районов, которые рассказывают, что из-за войны они остались без жилья и имущества, а власти им не помогают.
«Мы просим за всех жителей приграничной территории, которых больше 100 000 человек, которые остались, как и Мы без ничего. Ускорьте, пожалуйста, процесс по выдачи сертификатов и компенсаций по утрате всего, что у нас было. Мы граждане не виноваты в том, что нам пришлось все бросить и бежать в чем были обуты и одеты», — это сообщение сопровождает почти каждый видеоролик и фотографию.
На фоне недовольства жителей Курской области Алексей Смирнов отправил в отставку главу Суджанского района. Из-за плохо организованной эвакуации местных жителей губернатор предложил уйти в отставку и главе Кореневского района Марине Дегтяревой. Чиновница в ответ сказала, что никуда уходить не собирается. По словам Дегтяревой, эвакуацию районные власти «физически не могли провести», потому что «6-го [августа] уже стояли танки».
Накануне беженцы из села Ольговки записали видеообращение к Владимиру Путину, в котором в том числе попросили «закончить эту проклятую войну».
В записи участововали более 40 человек. Жители Ольговки рассказали, что из-за вторжения ВСУ они лишились всего имущества и остались без домов, а выплат от властей не хватает на аренду жилья в эвакуации. По их словам, сельчане, которые не захотели покидать поселок, погибли или пропали без вести, а сама Ольговка стала напоминать «фильм ужасов» — и многим страшно туда туда возвращаться.
«Мы три месяца как в аду, куда нам обращаться, где найти спасение. Просим вас закончить эту проклятую войну, которая унесла много невинных жизней, — говорит один из беженцев, зачитывая текст по бумаге. — Мы хотим, чтобы наши дети видели мирное небо, не слушали сигнал ракетная опасность».
Редактор: Анна Павлова
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке