В Петербурге Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело о пытках антифашиста Игоря Шишкина
Новость
25 апреля 2018, 16:24

В Петербурге Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело о пытках антифашиста Игоря Шишкина

Следственный комитет не стал возбуждать уголовное дело о пытках арестованного по «пензенскому делу» антифашиста Игоря Шишкина, следует из ответа прокуратуры на жалобу члена ОНК Петербурга Екатерины Косаревской.

«По результатам проведенной проверки в части обнаружения телесных повреждений Шишкина И. Д. <…> вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 286 УК РФ», — говорится в ответе прокуратуры.

Жалоба Косаревской в прокуратуру была связана с тем, что ей не пришло никакого ответа из управления ФСБ по Петербургу и Ленинградской области, куда было перенаправлено обращение о пытках Шишкина. После жалобы правозащитница все-таки получила ответ из спецслужбы, в котором утверждается, что все действия сотрудников ФСБ были законны. Косаревская отмечает, что жалобу она направила 10 апреля, а пришедший ей после этого по электронной почте ответ датирован 16 марта. Военно-следственный отдел СК о результате проверки сообщения о пытках не ответил членам ОНК до сих пор.

Игорь Шишкин был арестован в конце января, его обвиняют в участии в «террористическом сообществе» под названием «Сеть», которое якобы готовило взрывы и вооруженное восстание во время выборов президента и чемпионата мира по футболу. После ареста врачи диагностировали у Шишкина перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины, а посетившие Шишкина в СИЗО члены ОНК зафиксировали на его теле многочисленные следы, похожие на ожоги от электрических проводов.

19 апреля стало известно, что Следственный комитет отказал в возбуждении дела о пытках арестованного по тому же делу антифашиста Виктора Филинкова. В постановлении СК утверждается, что сотрудники ФСБ законно применяли к Филинкову электрошокер.

Что такое «пензенское дело»

Уголовное дело о «террористическом сообществе "Сеть"» было возбуждено ФСБ в октябре 2017 года. Тогда в течение месяца в Пензе задержали Егора Зорина, Илью Шакурского, Василия Куксова, Дмитрия Пчелинцева, Андрея Чернова и Армана Сагынбаева (последнего силовики нашли в Петербурге и этапировали в Пензу). Двое пензенцев — Иванкин и Кульков — уехали из России и были объявлены в розыск. В январе в Петербурге по тому же делу были задержаны Виктор Филинков и Игорь Шишкин. 11 апреля обвинения предъявили еще одному петербуржцу — Юлию Бояршинову.

Большинство фигурантов дела — антифашисты и анархисты; кроме того, многих задержанных пензенцев объединяет увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что все арестованные состояли в подпольной организации «Сеть» и намеревались во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу с помощью взрывов «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» и поднять вооруженный мятеж. Ячейки «Сети» якобы действовали в Москве, Петербурге, Пензе и Белоруссии.

Родные пензенских фигурантов дела рассказывали, что при задержании им подбросили оружие, а затем пытали. О пытках подробно рассказывали Виктор Филинков, Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский. О допросе с применением электрошокера говорил и Илья Капустин, которого отпустили в статусе свидетеля — опасаясь за свою безопасность, он, как и жена Филинкова Александра, уехал в Финляндию, где попросил политического убежища. Пчелинцев и Шакурский утверждали, что сотрудники ФСБ пытали их током в подвале пензенского СИЗО.

Оперативник ФСБ Константин Бондарев, которого Филинков называет непосредственным организатором пыток, недавно получил благодарность от Законодательного собрания Петербурга. Следственной группой пензенского управления ФСБ, которая работает над делом, руководит Валерий Токарев. В Петербурге расследование ведет следователь ФСБ Геннадий Беляев.

Родственники арестованных молодых людей объединились в комитет «Родительская сеть».

Исправлено 18:18. Изначально в новости указывалось, что ответа из ФСБ правозащитница так и не получила. Это не так — ответ пришел уже после жалобы в прокуратуру и ответа ведомства.