Пятеро фигурантов «дела 26 февраля» получили условные сроки
Судья Центрального районного суда Симферополя Сергей Деменок назначил условные сроки пятерым фигурантам «дела 26 февраля», передает «Крым.Реалии». Али Асанову и Мустафе Дегерменджи суд назначил по четыре с половиной года лишения свободы условно, Арсену Юнусову и Эскендеру Кантемирову — по четыре года, а Эскендеру Эмирвалиеву — три с половиной года условно. Всем им установлен испытательный срок в три года.
Всех фигурантов дела осудили за участие в массовых беспорядках (часть 2 статьи 212 УК). Асанов и Дегерменджи свою вину не признали, остальные подсудимые признали вину частично.
В ходе прений представлявший обвинение прокурор Дмитрий Таран просил приговорить Асанова и Дегерменджи к пяти годам лишения свободы условно, а Юнусова, Кантемирова и Эмирвалиева — к трем с половиной годам условно.
26 февраля 2014 года организованный Меджлисом крымскотатарского народа митинг около Верховной Рады Крыма в Симферополе перерос в столкновения с собравшимися там же пророссийскими активистами и давку, в которой погибли два человека. На следующий день Верховную Раду автономной республики захватили неизвестные вооруженные люди — позднее Москва признала, что это был российский спецназ.
11 месяцев спустя, 26 января 2015 года сотрудники ФСБ, полиции и Следственного комитета изъяли в редакции крымскотатарского телеканала ATR видеозаписи событий у Верховной Рады.
29 января прокурор Крыма Наталья Поклонская сообщила, что передала органам следствия «материалы в отношении лиц, совершивших массовые беспорядки на территории Крыма в прошлом году, в результате которых погибло два человека, а также шести гражданам причинены телесные повреждения средней степени тяжести». В тот же день в Крыму задержали зампреда Меджлиса крымскотатарского народа Ахтема Чийгоза; задержания других фигурантов «дела 26 февраля» продолжались в Крыму до июня 2015 года. До конца года признавшие свою вину Талят Юнусов и Эскендер Небиев, работавший оператором ATR, были осуждены в особом порядке и получили по 2,5 года условно.
В феврале 2016 года Верховный суд Крыма вернул дело в прокуратуру. Поклонская заявила, что считает это решение незаконным и необоснованным, а позже обжаловала его, отметив, что «недостатки, указанные судом, можно было устранить и в ходе судебного рассмотрения». Тогда же «Мемориал» признал Чийгоза, Асанова и Дегерменджи политзаключенными. «Мы сомневаемся в организованном характере насилия, которое происходило на площадке перед Верховным Советом Крыма. По нашему мнению, обвинения в "организации давки" являются спекуляцией: давка в центре толпы одинаково опасна обеим сторонам конфликта», — сказано на сайте правозащитного центра.
В июле 2016 года дело вновь поступило в Верховный суд Крыма, который на предварительных слушаниях принял решение о его разделении: материалы в отношении обвиняемого по более тяжкой части 1 статьи 212 (организация массовых беспорядков) Чийгоза остались в ВС, а дела других фигурантов, обвиняемых только в участии в беспорядках, передали в Центральный районный суд Симферополя.
В сентябре 2016 года Меджлис крымскотатарского народа был признан экстремистской организацией, его деятельность в России запрещена.
В апреле 2017 года Центральный райсуд изменил меру пресечения Али Асанову и Мустафе Дегерменджи, спустя два года отпустив их из СИЗО под домашний арест. Кантемиров, Арсен Юнусов и Эмирвалиев во время следствия и процесса находились под подпиской о невыезде.
В сентябре 2017 года Верховый суд Крыма приговорил Ахтема Чийгоза к восьми годам лишения свободы, но уже в конце октября его вместе с осужденным за призывы к сепаратизму (часть 2 статьи 280.1) зампредом главы Меджлиса Ильми Умеровым освободили и на самолете доставили в Турцию, откуда они уехали в Украину. На каком основании были освобождены Чийгоз и Умеров, официально не сообщалось. Адвокаты последнего запрашивали в администрации президента России указ Владимира Путина о помиловании, но не получили документа: «Предоставление интересующих вас сведений не представляется возможным», — ответили в АП. По словам одного из лидеров крымских татар Мустафы Джемилева, помилование стало возможным благодаря вмешательству президента Турции Реджепа Эрдогана.
Читайте также