Суд попросил СК провести проверку после рассказа о пытках обвиняемого в подготовке теракта в Москве
Московский окружной военный суд после допроса обвиняемого в подготовке теракта и незаконном обороте оружия и взрывчатых веществ Магомедхабиба Гаджиева направил в Следственный комитет материалы о пытках подсудимого во время следствия, в результате которых он оговорил себя, сообщает движение «За права человека».
По словам правозащитников, сразу после задержания Гаджиева пытали — в течение четырех часов его избивали люди в масках, иногда по телу задержанного пускали ток. «Затем его отвезли в строительную каптерку, где он работал, и там предъявили ему якобы обнаруженные на месте компоненты взрывного устройства (сам Гаджиев утверждает, что их подкинули)», — сказано в сообщении движения.
После пыток Гаджиев дал признательные показания, согласно которым он готовил теракты в Москве по заданию группировки «Исламское государство». Оказавшись в изоляторе временного содержания, подозреваемый попытался отказаться от показаний, но после этого его вывезли из учреждения и снова пытали током, утверждают правозащитники. В итоге молодой человек смог отказаться от признательных показаний только в СИЗО.
Адвокат Тимур Идалов, сотрудничающий с движением «За права человека», узнал о деле Гаджиева только в сентябре 2018 года и стал представлять его интересы, когда в суде уже исследовали все доказательства обвинения.
В среду, 24 октября, при допросе подсудимых суд удовлетворил ходатайство прокурора об оглашении первоначальных показаний Гаджиева. Однако после допроса самого подсудимого, на котором он подробно рассказал о пытках, коллегия из трех судей Московского окружного военного суда по собственной инициативе решила направить в Главное военное следственное управление Следственного комитета материалы по факту применения пыток, которые привели к самооговору. Теперь следователи должны принять решение о возбуждении уголовного дела о пытках или отказе в этом.
Гаджиева задержали в Москве прошлой осенью вместе с братом Нурланом Махсудовым. Тогда ФСБ отчиталась о пресечении деятельности «глубоко законспирированной» ячейки террористической группировки «Исламское государство». В спецслужбе утверждали, что задержанные планировали взрывы в многолюдных местах и на объектах транспортной инфраструктуры. Также в сообщении ведомства говорилось, что у задержанных нашли два самодельных взрывных устройства, два пистолета ПМ, две гранаты РГД-5 и предметы, необходимые для изготовления взрывных устройств.
Тогда же «Коммерсант» написал, что речь идет о двух братьях, приехавших в Москву из Дагестана и охранявших строительную площадку жилого комплекса. По сообщению газеты, они признали вину.
Сейчас Гаджиева и Махсудова судят по обвинению в приготовлении теракта группой лиц (часть 1 статьи 30, пункт «а» части 2 статьи 205 УК), участии в деятельности террористической организации (часть 2 статьи 205.5 УК), незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ (часть 3 статьи 222 УК, часть 3 статьи 222.1 УК) и изготовлении взрывного устройства (часть 3 статьи 223.1 УК).