В Лондоне суд отказался экстрадировать бизнесмена в Россию, сославшись на пытки обвиняемых по «пензенскому делу»
Высокий суд Лондона отказался экстрадировать бизнесмена из Пензы Алексея Шматко в Россию, следует из решения суда (есть в распоряжении «Медиазоны»). Среди оснований для такого решения суд указал информацию о пытках обвиняемых по делу «террористического сообщества "Сеть"».
Суд опирался на аргументы россиянина о том, что обвиняемые по «пензенскому делу» Дмитрий Пчелинцев и Илья Шакурский рассказали о пытках сотрудниками ФСБ в местном СИЗО-1, в котором до этого содержался он сам.
В частности, суд учел статьи почетного профессора Оксфордского университета Джудит Пэллот (она сотрудничает с Европейским университетом в Петербурге) о «пензенском деле». Она отмечала, что ответственным за пытки Пчелинцев и Шакурский назвали следователя ФСБ Валерия Токарева, который руководит следственной группой. Он же вел дело Шматко.
В решении также говорится, что в случае экстрадиции Шматко оказался бы в том же пензенском СИЗО-1. Суд обратил внимание на свидетельства местного адвоката о переполненных камерах изолятора и плохих бытовых условиях.
Суд пришел к выводу, что в случае экстрадиции Шматко, скорее всего, будет содержаться в условиях, которые нарушают статью 3 Европейской конвенции по правам человека (запрет пыток и бесчеловечного обращения), а отсутствие эффективного независимого мониторинга условий содержания в изоляторе увеличивает этот риск. Также признана угроза нарушения в России права бизнесмена на справедливое судебное разбирательство (статья 6 Конвенции).
Кроме того, в решении упоминается дело бизнесмена Александра Шаповалова, также осужденного в России за мошенничество. Хотя преследование не сочли политическим, отказывая в экстрадиции, власти учитывали наличие коррупции в российской судебной системе и «телефонного права», позволяющего должностным лицам влиять на суд, а также низкий процент оправдательных решений.
В 2010 году Шматко получил условный срок по делу о мошенничестве в крупном размере (часть 3 статьи 159 УК). Бизнесмен утверждал, что его избивали и пытали в пензенском СИЗО, а следователь ФСБ Токарев был причастен к этому. Затем против мужчины возбудили новое дело — о мошенничестве в особо крупном размере (часть 4 статьи 159 УК). В 2011 году он покинул Россию, а спустя три года попросил политическое убежище в Великобритании. По словам Шматко, дело против него возбудили после отказа отдать долю в своем бизнесе высокопоставленному сотруднику ФСБ.
В рамках «пензенского дела» арестованы антифашисты и анархисты, которых объединяло увлечение страйкболом. В ФСБ утверждают, что они состояли в подпольной организации «Сеть» и планировали «раскачать народные массы», устроив взрывы. В пензенском СИЗО-1 оказались четверо обвиняемых. Трое из них — Дмитрий Пчелинцев, Илья Шакурский и Арман Сагынбаев — рассказали о пытках током в подвале пензенского изолятора. Силовики во время пыток требовали от молодых людей признать вину.
Пчелинцев рассказывал, что сам следователь Токарев шантажом принуждал его дать признательные показания. Он обещал в этом случае вменить ему часть 2 статьи 205.4 УК (участие в террористическом сообществе), а не более тяжкую часть 1 (создание террористического сообщества). У Пчелинцева не было возможности посоветоваться с адвокатом и из-за «угрожающей обстановки» он оговорил себя.
В СК отказались возбудить дело против следователя по этой информации. Но в начале декабря военный следственный отдел по Пензенскому гарнизону отменил это решение и вернул материалы на проверку.
Читайте также