Суд в Москве продлил арест режиссерке Евгении Беркович и сценаристке Светлане Петрийчук
Судья Замоскворецкого районного суда Москвы Лариса Семенова продлила до 10 марта срок ареста режиссерке Евгении Беркович и сценаристке Светлане Петрийчук, обвиняемым в призывах к терроризму (часть 2 статьи 205.2 УК) из-за спектакля «Финист Ясный Сокол». Об этом сообщает корреспондент «Медиазоны» из зала суда.
На заседании защитница Беркович Ксения Карпинская сообщила, что уже после того, как следствие подало ходатайство о продлении ареста, защита получила результаты новой экспертизы по делу. Заключение составила экспертка УФСБ по Свердловского области Светлана Молчанова. Карпинская подчеркнула, что по выводам новая экспертиза «прямо противоположна» той, которая легла в основу обвинения.
«А знаете какие выводы? О том, что исламская идеология — это равно терроризму. А одеть платок на никах и совершить мусульманский брак — это подтверждает, что терроризм был совершен. Если вы с этим ознакомитесь, то у нас тогда полстраны террористов, которые исповедуют ислам, получается», — пересказала содержание новой экспертизы Карпинская.
Перед эксперткой ставили другие вопросы, то есть они отличались от тех, на которые отвечала «деструктологическая» экспертиза. Ее проводил создатель «деструктологии» Роман Силантьев. Та экспертиза показала, что в пьесе «Финист Ясный Сокол» есть «признаки идеологии радикального феминизма и борьбы с андроцентричным общественным укладом России». Кроме того, по мнению эксперта, произведение создает положительный образ женщин, уехавших из своей страны с целью принять участие в террористической деятельности.
Новую экспертизу приобщили к материалам дела о продлении ареста. Кроме того, по просьбе защиты приобщили справку об инвалидности одной из дочерей Беркович, где сказано, что даже в 19 лет та проживать отдельно от матери не может. От второй, 17-летней дочери Беркович, приложили объяснение, как ее удочеряли и как над ней издевались в детском доме.
Евгения Беркович и Светлана Петрийчук находятся в СИЗО с мая 2023 года. В ноябре у Беркович умерла бабушка — писательница и правозащитница Нина Катерли. Режиссеры, актеры, писатели и журналисты, в числе которых Чулпан Хаматова, Гузель Яхина и Дмитрий Крымов, просили уполномоченную по правам человека Татьяну Москалькову помочь освободить Беркович и Петрийчук из СИЗО, «хотя бы для того, чтобы она (Беркович — МЗ) смогла похоронить свою бабушку».
В итоге Беркович увезли в Петербург из московского СИЗО под видом следственных действий, которые заключались в том, что оно «опознала при понятых квартиру», в которой жила. Она также провела 10 минут на похоронах бабушки: «Я зашла в наручниках, под конвоем, не увидела бабушку, ее тело, не обняла маму — просто постояла там с охранником 10 минут и дальше еще 12 часов ехала обратно».