Глава ФБК Мария Певчих утверждает, что команда Навального вела переговоры о его обмене на офицера ФСБ Вадима Красикова
Команда Алексея Навального вела переговоры о его обмене на офицера ФСБ Вадима Красикова и накануне убийства политика получила подтверждение того, что согласование находится на финальной стадии. Об этом рассказала глава ФБК Мария Певчих.
«Навальный в ближайшие дни должен был оказаться на свободе, потому что мы добились решения о его обмене. В начале февраля Путину предложили обменять киллера, офицера ФСБ Вадима Красикова, который отбывает срок за убийство в Берлине, на двух американских граждан и Алексея Навального. Я получила подтверждение о том, что переговоры ведутся и находятся на финальной стадии вечером 15 февраля. 16 февраля Алексей был убит», — сказала Певчих.
Как уточнила глава ФБК, в связи с тем, что Навальный — гражданин России, его не могли обменять по стандартной процедуре. В связи с этим соратники оппозиционера решили организовать гуманитарный обмен — «российские шпионы в обмен на политических заключенных».
Реализация плана обмена, который помог придумать журналист-расследователь Христо Грозев, заняла два года, добавила Певчих. По ее словам, на это могло уйти меньше времени, если бы не позиция американских и немецких чиновников, которые «понимающе кивали головой», но ничего не делали. Имена людей, которые помогали установить неофициальный контакт с Кремлем, Певчих называть не стала, однако отметила, что «кто-то из них рисковал карьерой, а кто-то буквально жизнью, ведя неофициальные переговоры с путинскими бандитами».
О гибели Алексея Навального в ИК-3 в Харпе стало известно 16 февраля. Только вечером 21 февраля мать политика Людмила смогла увидеть тело сына. В медицинском заключении, которое ей показали, указали «естественные причины» смерти. Тело Навального матери отдали только 24 февраля. До этого следователи требовали от Людмилы Навальной провести тайные похороны.
Официально немецкие власти пока не прокомментировали сообщение ФБК о переговорах по обмену Алексея Навального на осужденного в Германии Красикова.
При этом источники газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung «в западных правительственных кругах» утверждают, что переговоры между Берлином и Москвой об обмене Навального на Красикова «продвинулись далеко». В связи с этим в немецком правительстве «были особенно шокированы» новостями о смерти Навального.
Источники Financial Times также подтверждают факт «обсуждения» условий возможного обмена Красикова на Навального, корреспондента Wall Street Journal Эвана Гершковича и еще одного осужденного в России американца Пола Уилана. Со смертью Навального интерес Берлина к сделке сильно снизился, отмечает издание: «У них больше нет кандидатур на обмен, которые бы сделали освобождение подосланного государством убийцы оправданным».
Представители американских властей сказали New York Times, что Германия поставила освобождение Навального условием обмена Красикова, но не стали комментировать прогресс переговоров на эту тему.
Дополнено 27 февраля. Добавлены комментарии источников Frankfurter Allgemeine Zeitung, Financial Times и New York Times.