школы в Москве бесплатно обучают детей мигрантов русскому языку наряду с другими предметами
Источник: Комитет «Гражданское содействие»Низкий уровень финансирования образования и отсутствие государственной стратегии по инкорпорации трудовых мигрантов в общество приводят к тому, что детям мигрантов крайне сложно или вообще невозможно получить образование в России, уверены в комитете «Гражданское содействие».
К началу 2016 года в московских школах учились более 25 тысяч детей, у которых нет российского гражданства. И только два из семи сотен московских школ учили таких детей русскому языку и другим предметам бесплатно и системно, говорится в докладе правозащитников из комитета «Гражданское содействие».
Официальной статистики посещения детьми курсов русского языка нет. В сентябре прошлого года в министерстве образования и науки на запрос «Газеты.ру» ответили, что «есть статья 78 закона "Об образовании", которая гарантирует равные права на образование в России для всех, в том числе и для иностранных граждан», и ведомство «не ведет статистики того, граждане каких стран обучаются в российских школах». «Более того, если вы придете в школу, вас не спросят и не имеют право спрашивать о гражданстве или этническом происхождении вашего ребенка», — отметили в пресс-службе министерства. В МВД, получившем после расформирования ФМС полномочия по учету мигрантов, также не ведут статистику по ученикам с иностранным гражданством в российских школах.
В «Гражданском содействии» отмечают, что в Москве есть несколько школ с уклоном в изучение национальных языков: в гимназии №1583 имени Керимова есть курсы азербайджанского языка, в школе №1247 имени Балтрушайтиса изучают литовский язык и культуру. Существовавшая до 2016 года «грузинская» школа №1331 «Молодая Иверия» была расформирована, и из нее пришлось выделить частный Детский центр развития. Однако и в таких школах не идет речь о преподавании русского языка как иностранного для детей.
Обратившиеся в «Гражданское содействие» семьи, в которых дети которых плохо или совсем не говорили по-русски, сталкивались с отказом в приеме в школу даже при наличии регистрации и документов о праве на пребывание в России: им предлагали сначала подтянуть уровень владения языком в одной из двух «школ русского языка» или учить его самостоятельно.
В регионах ситуация обстоит сложнее: так, в управлении образования подмосковного Ногинска на запрос комитета по поводу детей сирийских беженцев, которые совсем не владеют русским языком, фактически ответили, что учить детей должны родители. По словам представителя волонтерской организации «Дети Петербурга» Екатерины Алимовой, дети трудовых мигрантов «не могут пойти в школу и вынуждены сидеть дома, никаких государственных курсов для этих детей не существует».
В «Гражданском содействии» отмечают, что для детей-инвалидов с иностранным гражданством в России фактически закрыт доступ к образованию, потому что они не могут пройти медико-социальную экспертизу, если их родители работают по патенту, приехали по рабочей или учебной визе, обжаловали отказ в предоставлении статуса беженца или не имеют документов.
В 2015 году министерство юстиции внесло комитет «Гражданское содействие» в реестр «иностранных агентов». «Ну что же, мы действительно агенты этих иностранцев!» — пишет организация на главной странице со ссылкой на серию фотографий волонтеров, помогающих детям. В 2016 году городские власти сменили замки и поставили сигнализацию в подвале на станции метро «Новослободская» в Москве, где на протяжении 17 лет работал «Центр адаптации и обучения детей-беженцев»; организации пришлось в срочном порядке искать новое помещение.
Источник: доклад «Всеобщее право не для каждого. Доступ к школьному образованию для детей беженцев и трудовых мигрантов в России» (Константин Троицкий, «Гражданское содействие»). Скачать документ можно по ссылке (PDF).
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке
Ей назначили пять с половиной лет колонии