Зона ждет хозяина. Бывший начальник «дадинской» колонии, осужденный на 2,5 года, отбывает наказание в 300 метрах от своего дома
Статья
29 августа 2019, 15:29

Зона ждет хозяина. Бывший начальник «дадинской» колонии, осужденный на 2,5 года, отбывает наказание в 300 метрах от своего дома

Сергей Коссиев. Фото: Глеб Яровой

Через пять месяцев после вступления в силу приговора экс-начальнику карельской ИК-7 Сергею Коссиеву прокуратура Сегежского района признала, что он до сих пор не этапирован в колонию: все это время «хозяин» зоны, прославившейся после письма Ильдара Дадина о пытках, провел в 300 метрах от своей квартиры — в СИЗО-2, которым руководят его бывшие подчиненные. По результатам прокурорской проверки директору карельского УФСИН Александру Тереху сделано представление. Теперь Коссиев должен отправиться в колонию — но вместо этого пытается добиться смягчения наказания.

14 марта Верховный суд Карелии оставил в силе приговор Сегежского городского суда по делу экс-начальника карельской ИК-7 Сергея Коссиева и его бывшего заместителя Анатолия Луиста. Коссиев получил 2,5 года колонии общего режима за злоупотребление должностными полномочиями и их превышение (часть 1 статьи 285 УК, часть 1 статьи 286), Луист — 3 года по тем же обвинениям, а также за получение взятки (часть 3 статьи 290). Осужденные остались должны потерпевшим по делу — шести бывшим заключенным ИК-7 — более миллиона рублей в счет возмещения причиненного вреда.

Пытаясь добиться взыскания с Коссиева компенсации, адвокат одного из потерпевших Лаши Гогуа Павел Котов выяснил, что экс-начальник ИК-7 оставлен отбывать наказание в сегежском СИЗО-2, расположенном в 300 метрах от дома на улице Лейгубской, где он проживал до приговора. 

— Коссиева оставили отбывать наказание в так называемом хозотряде. Это решение, согласно Уголовно-исполнительному кодексу, мог принять только начальник изолятора. Такая практика действительно существует, но в случае с Коссиевым, как мне кажется, это сделано для того, чтобы обеспечить ему облегченные условия содержания. Я обратился в надзорную прокуратуру, и прокурор со мной согласился, — рассказал Котов «Медиазоне».

По его сведениям, решение о том, что Коссиев остается в хозотряде (на лагерном жаргоне его часто называют «козлятником») принял недавно вышедший на пенсию начальник СИЗО Александр Бывшев. До своего назначения в СИЗО-2 Бывшев служил в ИК-7 под началом Сергея Коссиева.

Нынешний руководитель изолятора, Сергей Морозов, не отменивший приказ своего предшественника, в свое время занимал должность заместителя Коссиева в ИК-7, а сам осужденный начальник колонии начинал карьеру во ФСИН оперативником того же СИЗО-2. В 2014 году, как следует из протокола заседания аттестационной комиссии УФСИН по Карелии (есть в распоряжении «Медиазоны»), в СИЗО-2 также работали жены Коссиева и Бывшева; работают ли они в изоляторе до сих пор, неизвестно. 

Из обращения адвокатата Павла Котова в прокуратуру

Все эти факты, по мнению адвоката, указывают на конфликт интересов; руководство СИЗО стремится угодить бывшему начальнику и сослуживцу и облегчить ему условия содержания. Это противоречит «духу и букве» закона, считает Котов. 

При этом адвокат допускает, что Коссиеву покровительствуют не только бывшие подчиненные, но и вышестоящие сотрудники УФСИН по Карелии. Именно стремлением «предстать в выгодном свете» перед руководством главка объяснял на суде экс-начальник ИК-7 миллионные поборы с осужденных.

— Я не могу утверждать, что за этим решением стоит руководство регионального УФСИН, но не верю, что такие решения принимаются без ведома начальства. Оно поддерживало Коссиева во время следствия и судебного процесса. Не исключено, что и после приговора решило действовать по принципу «карельский ФСИН своих не бросает», — рассуждает Котов.

Проверка, проведенная районной прокуратурой, подтвердила подозрения защитника. В ответе за подписью заместителя прокурора Сегежского района Алексея Артемьева (есть в распоряжении «Медиазоны») говорится, что Коссиев был оставлен в СИЗО и трудоустроен там незаконно. По результатам проверки прокуратурой внесено представление начальнику регионального УФСИН Александру Тереху и опротестован приказ о привлечении осужденного экс-начальника колонии к оплачиваемому труду в хозотряде. 

В ответ на редакционный запрос врио начальника УФСИН по Карелии Александр Федотов сообщил, что приказ о трудоустройстве Коссиева отменен, однако «в связи с отсутствием требования прокуратуры» ведомственная проверка по этому факту не проводилась и «должностные лица к ответственности не привлекались». На вопрос о последующей судьбе заключенного Коссиева ответа не последовало. 

Между тем экс-заместитель начальника ИК-7 Анатолий Луист давно отбывает наказание в колонии для бывших силовиков.

Анатолий Луист. Фото: Глеб Яровой

— Мне, а также некоторым из потерпевших по этому делу, недавно звонил Луист. Он как-то узнал — видимо, через бывших сослуживцев — что я обнаружил Коссиева в Сегеже. Был очень недоволен тем, что Коссиева, в отличие от него, оставили в СИЗО, и сказал, цитирую, что ждет «хозяйку» в колонии, — рассказывает адвокат Котов.

Что Коссиев вскоре будет этапирован для отбывания наказания, 27 августа подтвердил в эфире радио «Говорит Москва» замдиректора ФСИН Валерий Максименко. «Бывший его какой-то подчиненный, который стал начальником тюрьмы, он его решил оставить в этой тюрьме, хотя это запрещено законом. <...> Этот бывший майор Коссиев будет направлен в какие-то места лишения свободы, где он должен отбывать наказание. Но я думаю, что вслед за ним, вполне вероятно, поедут и те люди, которые нарушили закон об исполнении наказания для майора Коссиева», — сказал Максименко. Он подчеркнул, что удивлен действиями начальника УФСИН по Карелии и его замов, а в регион «направлена директором Федеральной службы исполнения наказаний служебная проверка».

По информации источника «Медиазоны», знакомого с происходящим в СИЗО-2, комиссия из Москвы прибыла в Сегежу в прошлую пятницу, 23 августа.

Тем временем Коссиев еще в середине августа подал в Сегежский городской суд ходатайство (имеется в распоряжении редакции) о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Однако, по мнению адвоката Котова, суд вряд ли его удовлетворит.

— Условием замены наказания является полное или частичное возмещение вреда. Коссиев, конечно, что-то возместил пострадавшим, но это все в пределах 10 тысяч рублей из более чем миллиона. Требовать на этом основании более мягкого вида наказания как минимум странно. К тому же теперь против Коссиева играют все незаконные решения руководства СИЗО-2, которые создали Коссиеву облегченные условия заключения еще до всяких судебных разбирательств, — говорит адвокат.

Заседание Сегежского суда по ходатайству экс-начальника ИК-7 назначено на 5 сентября; потерпевшие собираются заявить о своем категорическом несогласии с заменой наказания на более мягкое.

— Очевидно, что Коссиев так и не понес заслуженного наказания за свои преступления. Он воспользовался служебными и дружескими связями и теперь отбывает наказание в 300 метрах от своего дома, как на курорте, в СИЗО, в котором служил опером. Он затягивает выплаты ущерба от его преступлений потерпевшим. Понятно каждому, что созданные условия отбывания наказания никак его не изменят, что он не сделает соответствующих выводов, так как до сих пор пользуется поддержкой его бывших коллег в руководстве СИЗО и в карельском УФСИН. Ходатайство Коссиева — это очередной акт издевательства и над потерпевшими, и над обществом и государством. Коссиев всячески старается показать всем свою безнаказанность и несправедливость правосудия. Мы, конечно, не оставим эту ситуацию без внимания и будет требовать в суде, чтобы Коссиев понес достойное наказание, соразмерное его преступлению и общественной опасности, — сказал «Медиазоне» Павел Дацук, один из потерпевших по делу Коссиева и Луиста.

Редактор: Дмитрий Ткачев

Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!

Мы работаем благодаря вашей поддержке