Об обыске у Валерия Костенка стало известно днем 11 августа. В дверь его квартиры позвонили восемь человек, которые представились Следственным комитетом. Костенок рассказывал «Медиазоне», что убедил их дождаться приезда адвоката.
После обыска Костенка задержали, вечером — предъявили обвинение. ТАСС со ссылкой на адвоката Константина Кузьмина сообщал, что он признал вину, позже пресс-служба «Яблока» это опровергла.
Костенок был волонтером избирательной компании кандидата от «Яблока» в Мосгордуму Кирилла Гончарова, с 2018 года состоял в этой партии. 27 июля его задерживали на Трубной площади, на него составляли протокол по статье 20.2 КоАП. Гончаров охарактеризовал юношу как «максимально мирного человека».
Ожидалось, что заседание начнется в 12 часов. Пресс-служба «Яблока» час назад сообщала, что обвиняемого еще не доставили в суд.
Пока что неизвестно, кто из судей будет рассматривать ходатайство. Дежурная судья Басманного суда сегодня Наталья Дударь, она рассматривает другие дела минимум до часу дня.
Поддержать Костенка в суд пришли председатель «Яблока» Эмилия Слабунова, ее заместитель Николай Рыбаков, детский омбудсмен Москвы и член партии Евгений Бунимович, глава МО Якиманка Андрей Морев и еще несколько десятков членов и сторонников «Яблока».
Костенка провели в зал, где пройдет заседание. Это небольшое помещение. «Пресса работает, и в процесс только пресса», — говорит один из судебных приставов.
Слушатели, которые пришли поддержать молодого человека, негодуют. После протокольной съемки начальник приставов сказал, что Костенку нужно еще пообщаться с адвокатом, и всех вывели из зала.
В зал, как и обещали приставы, попадают почти только журналисты — после споров с силовиками это удается также Эмилии Слабуновой, председательнице партии «Яблоко», еще одному члену организации Николаю Рыбакову и представительнице Московской хельсинкской группы.
В коридоре остаются около двадцати человек, пришедших поддержать Костенка.
В зал заходит судья Евгения Николаева. За закрытой дверью слышится спор слушателей и приставов.
— Можно дверь закрыть, — просит судья.
— Она закрыта, — отвечает пристав и выходит в коридор.
После этого становится тише. Устанавливается личность Костенка, следователь сразу просит приобщить к делу документы, а защита просит отложить заседание на 72 часа. Следствие дежурно возражает, в коридоре — шум и гам.
Адвокат Гаджи Алиев встает с места.
— Я добавлю, ваша честь. Близкие родственники моего подзащитного сейчас находится за границей, — говорит Алиев. Он объясняет, что из-за этого он не может оперативно получить документы, подтверждающие наличие у Костенка жилья.
— С ними нет связи на сегодняшний день, так как это за границей, — добавляет защитник.
Судья отклоняет ходатайство, адвокат заявляет следующее. Он просит приобщить поручительства за Костенка и характеристики на него. Поручительства от депутата муниципального округа Даниловский Десяток Анны Владимировны, депутата округа Донской (фамилию не удается расслышать), депутата муниципального округа Якиманка Николая Морева, депутата округа Можайский Павла Чернова, кандидата в Мосгордуму Дениса Беглова, еще одного депутата округа Донской Залищак, зампреда «Яблока» Николая Рыбакова, а также положительные характеристики от «Яблока» и работодателя — ООО «Амарант-Восток».
Следователь выступает с ходатайством об аресте. Он говорит, что Костенок был задержан 11 августа, ему предъявили обвинение по части 2 статьи 212 УК (участие в массовых беспорядках), «дал подробные показания, в содеянном раскаялся».
Вину, по словам следователя, Костенок признал.
У следствия, говорит представитель СК, есть основания полагать, что Костенок на свободе сможет скрыться, установить контакты с другими соучастниками преступления и выработать общую позицию — это стандартные аргументы, которые приводятся на подобных заседаниях.
Прокурор Денев говорит, что «не может поддержать ходатайство следователя».
Позиция обвиняемого полностью соответствует основаниям оказания содействия следствию, представлены объективные доказательства.
«Но считаю, что следствием не представлено сведений, обосновывающих меру пресечения в виде заключения под стражу», — говорит представитель обвинения.
Судья спрашивает мнение Костенка.
— Учитывая, что с фигурантами другими уголовного дела не знаком, ходатайство не поддерживаю, готов быть на связи с уполномоченными органами, открыть дома дверь по первому требованию сотрудников, — говорит студент.
— Тоже просите домашний арест?
— Да, тоже домашний арест.
Адвокат Алиев тоже возражает против заключения под стражу. Он критикует материалы, которые представило следствие.
«Данный материал представляет из себя набор процессуальных документов», — сетует юрист и упоминает протоколы допросов Костенка, в которых он представил себя «как человека, который в определенный момент оступился».
Адвокат также просит о домашнем аресте. Также он просит рассмотреть возможность залога.
Судья спрашивает мнение следователя по выступлениям прокурора и адвоката. «Я поддерживаю ходатайство руководителя следственной группы об избрании этой меры пресечения», — настаивает тот.
Судья Николаева переходит к исследованию материалов дела. Постановлении о возбуждении дела по 212-й статье и соединении с делом по 318-й; о передаче в центральный аппарат СК, сопроводительное письмо о предоставлении оперативных сведений.
11 августа проведен обыск дома у Костенка, в тот же день он задержан, допрошен в качестве подозреваемого, «дал показания»; предъявлено обвинение по части 2 статьи 212 УК и допрошен в качестве обвиняемого. Содержания документов судья не касается.
— Дополнения будут? -спрашивает судья, собираясь уходить в совещательную комнату.
— Ваша честь, разрешите более подробно исследовать протокол допроса обвиняемого, — просит Алиев.
Никто не возражает.
В протоколе говорится, что Костенок полностью подтверждает показания, который он дал в качестве подозреваемого, а также что он ранее не участвовал в несанкционированных акциях.
«Я 27 июля направился к мэрии Москвы, так как мне было интересно посмотреть, как проходят митинги. Каких-либо плакатов у меня не было, лозунгов не скандировал, оскорбительных слов не высказывал. Дальше я проследовал на прогулку на улицу Рождественка», — приводятся в документе показания молодого человека.
Он говорил, что подобрал пластиковую бутылку из мусорного бака, который бросил Коваленко, и бросил ее в полицейского «без цели причинить вред здоровью представителя власти»; потом он бросил другую пластиковую бутылку в еще одного полицейского. Одна из них попала в каску. «Думаю, что от моих действий испытать боль сотрудники полиции не могли. Мои действия были вызваны эмоциональным и неоправданным поведением с моей стороны. В чем я раскаиваюсь и приношу извинения», — говорил он на допросе.
Судья уходит в совещательную комнату.
Пресс-служба «Яблока» обратила внимание, что судью Николаеву ранее наказывали за жестокость — к ней применили дисциплинарное взыскание.
Об этом сообщала пресс-служба федеральной палаты адвокатов. Речь в апрельской публикации шла об одном из процессов, которые вела Николаева:
«Кроме того, защитники указали, что в ходе судебного заседания 12 декабря 2018 г. по личному распоряжению судьи Евгении Николаевой все семь обвиняемых были помещены в двухместную металлическую клетку. Ее размер составлял всего два квадратных метра: для того чтобы все семь человек поместились, из нее была убрана скамья. В таких условиях судебный процесс длился более трех часов. Обвиняемые регулярно жаловались на боли в спине и на то, что в помещении невыносимо душно и им трудно дышать.
В ответ на ходатайства защиты судья заявила, что другими условиями Басманный районный суд не располагает и рассмотрение ходатайств следователя при других обстоятельствах исключено. При этом в 18 часов все участники процесса были переведены в другой зал, в котором имелась клетка большего размера, хотя все равно одному из подсудимых приходилось все время стоять, так как лавка для сидения вмещала только шесть человек», — писала ФПА.
Оформите регулярное пожертвование Медиазоне!
Мы работаем благодаря вашей поддержке